СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компоненты функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система образования в настоящее время меняется. Важнейшая компетентность личности школьника - умение учиться, поэтому современная школа должна работать на формирование личности творческой, способной самостоятельно решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться любой информацией, пополнять знания, отстаивать свои убеждения, саморазвиваться, применять знания на практике, то есть образование нацелено на развитие функциональной грамотности, когда теоретические знания должны использоваться в повседневной жизни.

Функционально грамотный̆ человек - это человек, который̆ способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой̆ деятельности, общения и социальных отношении.

Под функциональной грамотностью понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. С этой позиции к ключевым компетенциям относят кооперацию, креативность, критическое мышление и коммуникацию. Реализация компетентнотого подхода в образовании основывается на сотрудничестве и деятельностном подходе. Одним из главных компонентом образовательного процесса сегодня выступают практикоориентированная, исследовательская и проектная деятельности, основанные на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся. Ученик должен быть готов успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, способен строить социальные отношения, иметь возможности для решения различных учебных и жизненных задач.

Компоненты функциональной грамотности:

- знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

- информационные компетенций (понимать текст, выделять главное, обрабатывать информацию, представленную в различных знаковых системах, находить причинно-следственные связи);

− социальные навыки (взаимодействовать с другими, убеждать, аргументировать, предлагать новое (свое) решение).

Функциональная грамотность включает в себя: математическую, финансовую, естественнонаучную, читательскую. На уроках биологии у учащихся в наибольшей степени происходит формирование естественнонаучной, а также читательской грамотности.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Современные естественнонаучные дисциплины включают огромный пласт знаний. Главная задача естественнонаучного образования заключается в том, чтобы обеспечить школьникам условия для освоения основ тех знаний, которые накоплены на сегодня науками о Земле. Так как накопление - это весьма богато, то за период обучения в средней школе его невозможно познать в полном объеме.

По этой причине содержание программ и учебников каждой школьной дисциплины естественнонаучного цикла охватывает лишь главные факты, понятия, теории и методы соответствующей науки, а вместе с тем отражает исторический путь научных. Однако, уделяя особое внимание на уроках практикоориентированной, исследовательской и проектной деятельности у ученика происходит формирование естественнонаучной грамотности, он будет способен найти ответы на вопросы в конкретной реальной жизненной ситуации, заданные в проблемном ключе.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

- научно объяснять явления;

- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Компетенция научное объяснение явлений включает умения применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления; распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления; доделать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления; объяснять принцип действия технического устройства или технологии.

Компетенция понимать основные особенности естественнонаучного исследования включает умения распознавать и формулировать цель данного исследования; предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса; выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки; описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений.

Компетенция интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов включает умения анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы; преобразовывать одну форму представления данных в другую; распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах; оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников.

Тематическими областями или контекстами, в которых происходит формирование естественнонаучной грамотности являются

- здоровье;

- природные ресурсы;

- окружающая среда;

- опасности и риски;

- связь науки и технологий.

В младшем подростковом возрасте (5 класс) формирование естественнонаучной грамотности в большей степени связано с природной любознательностью и исследовательским склонностям учащихся, тогда как у более взрослой аудитории (7 класс) – обращено к гражданской позиции и готовности к аргументированному обсуждению общественно значимых естественнонаучных проблем.

Проблема качества естественнонаучного образования школьников в последние десятилетия изучается с помощью крупномасштабных исследований по двум направлениям:

•  в ходе выборочных мониторинговых исследований качества образования федерального и регионального уровней.

•  в ходе проведения в России международных сравнительных исследований качества образования.

По оценке PISA за последние несколько лет в направлении «естественнонаучная грамотность» в российском школьном естественнонаучном образовании не наблюдается прогресса. Изменить эту тенденцию и прийти прогрессу по-видимому должно включение в содержание образования заданий, ориентированных на достижение и формирование у обучающихся основных компетенций.

Для достижения этой цели необходима реализация задач:

- сформировать умение объяснять или описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений;

- развивать умение применять методы естественнонаучного исследования; развивать умение интерпретировать данные и использование научных доказательств для получения выводов; сформировать у обучающихся системы научных знаний по биологическим дисциплинам.

Система образования в настоящее время меняется. Важнейшая компетентность личности школьника - умение учиться, поэтому современная школа должна работать на формирование личности творческой, способной самостоятельно решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться любой информацией, пополнять знания, отстаивать свои убеждения, саморазвиваться, применять знания на практике, то есть образование нацелено на развитие функциональной грамотности, когда теоретические знания должны использоваться в повседневной жизни.

Функционально грамотный̆ человек - это человек, который̆ способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой̆ деятельности, общения и социальных отношении.

Под функциональной грамотностью понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. С этой позиции к ключевым компетенциям относят кооперацию, креативность, критическое мышление и коммуникацию. Реализация компетентнотого подхода в образовании основывается на сотрудничестве и деятельностном подходе. Одним из главных компонентом образовательного процесса сегодня выступают практикоориентированная, исследовательская и проектная деятельности, основанные на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся. Ученик должен быть готов успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, способен строить социальные отношения, иметь возможности для решения различных учебных и жизненных задач.

Компоненты функциональной грамотности:

- знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

- информационные компетенций (понимать текст, выделять главное, обрабатывать информацию, представленную в различных знаковых системах, находить причинно-следственные связи);

− социальные навыки (взаимодействовать с другими, убеждать, аргументировать, предлагать новое (свое) решение).

Функциональная грамотность включает в себя: математическую, финансовую, естественнонаучную, читательскую. На уроках биологии у учащихся в наибольшей степени происходит формирование естественнонаучной, а также читательской грамотности.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Современные естественнонаучные дисциплины включают огромный пласт знаний. Главная задача естественнонаучного образования заключается в том, чтобы обеспечить школьникам условия для освоения основ тех знаний, которые накоплены на сегодня науками о Земле. Так как накопление - это весьма богато, то за период обучения в средней школе его невозможно познать в полном объеме.

По этой причине содержание программ и учебников каждой школьной дисциплины естественнонаучного цикла охватывает лишь главные факты, понятия, теории и методы соответствующей науки, а вместе с тем отражает исторический путь научных. Однако, уделяя особое внимание на уроках практикоориентированной, исследовательской и проектной деятельности у ученика происходит формирование естественнонаучной грамотности, он будет способен найти ответы на вопросы в конкретной реальной жизненной ситуации, заданные в проблемном ключе.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

- научно объяснять явления;

- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Компетенция научное объяснение явлений включает умения применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления; распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления; доделать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления; объяснять принцип действия технического устройства или технологии.

Компетенция понимать основные особенности естественнонаучного исследования включает умения распознавать и формулировать цель данного исследования; предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса; выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки; описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений.

Компетенция интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов включает умения анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы; преобразовывать одну форму представления данных в другую; распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах; оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников.

Тематическими областями или контекстами, в которых происходит формирование естественнонаучной грамотности являются

- здоровье;

- природные ресурсы;

- окружающая среда;

- опасности и риски;

- связь науки и технологий.

В младшем подростковом возрасте (5 класс) формирование естественнонаучной грамотности в большей степени связано с природной любознательностью и исследовательским склонностям учащихся, тогда как у более взрослой аудитории (7 класс) – обращено к гражданской позиции и готовности к аргументированному обсуждению общественно значимых естественнонаучных проблем.

Проблема качества естественнонаучного образования школьников в последние десятилетия изучается с помощью крупномасштабных исследований по двум направлениям:

•  в ходе выборочных мониторинговых исследований качества образования федерального и регионального уровней.

•  в ходе проведения в России международных сравнительных исследований качества образования.

По оценке PISA за последние несколько лет в направлении «естественнонаучная грамотность» в российском школьном естественнонаучном образовании не наблюдается прогресса. Изменить эту тенденцию и прийти прогрессу по-видимому должно включение в содержание образования заданий, ориентированных на достижение и формирование у обучающихся основных компетенций.

Для достижения этой цели необходима реализация задач:

- сформировать умение объяснять или описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений;

- развивать умение применять методы естественнонаучного исследования; развивать умение интерпретировать данные и использование научных доказательств для получения выводов; сформировать у обучающихся системы научных знаний по биологическим дисциплинам.

03.02.2022 16:54


Рекомендуем курсы ПК и ПП