СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект урока по русскому языку 1 класс
Тема урока: Русский алфавит, или Азбука.
Цель урока: формировать представление учащихся об алфавите и его роли в жизни.
Задачи урока:
Личностные:
Предметные:
· умения использовать алфавит на практике;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки, плакат, книги.
Дидактический материал учителя: презентация в программе PowerPoint.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисково-исследовательский.
1. Организационный момент.
- Приветствие, проверка готовности к уроку.
Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать.
Каждый год копилку знаний,
Непременно пополнять.
2. Актуализация знаний.
1. Фронтальная работа. Лента букв (Слайд №2)
- Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим).
- Как отличить гласный звук от согласного? (При произношении гласный звук не встречает преграду).
-Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.
-Какие буквы могут обозначать два звука? ( Е,Ё,Ю,Я)
-Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Е,Ё,Ю,Я,И,Ь)
-Какие буквы всегда обозначают мягкий звук? (Ч, Щ, Й)
- Какие буквы не обозначают звука? (Ь, Ъ)
3. Чистописание ( вз, зв, зву, зов). Словарная работа. Работа в группах. Собрать предложение Как хорошо уметь читать!, записать, работа со словарным словом хорошо. Работа с орфографическим словарём, запись слов лисица, петух, собака, заяц в алфавитном порядке.
4. Изучение нового материала.
1. Ребята, вы не раз слышали выражение: Я – последняя буква в алфавите. Почему так говорят? (Обсуждение поговорки).
2. Исследовательские вопросы.
1) Как образовалось слово «алфавит».
2) Для чего нужен алфавит?
3) Где применяют алфавит?
– Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука.)
- Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»? Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Каких? Из этих названий и получилось слово «азбука». Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет своё постоянное место и название.
- Для чего нужен алфавит?
Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия), при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий).
Как вы считаете, удобно ли это? Почему? (Быстро находит фамилию ученика, опираясь на «алфавит»).
- Как вы думаете, где еще используется алфавит? (Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка).
-При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. (Слайды №3-5)
Работа с электронным приложением к учебнику. Физкультминутка.
5. Закрепление.
Работа по учебнику.
Упражнение №1. Чтение по цепочке.
Правило. Страничка для любознательных.
Упр.№4. (устно), упр.№6 чтение по ролям, запись в тетради.
Помогите заполнить журнал. Записать фамилии,которые начинаются с одной буквы.
Работа в парах: записать фамилии учеников пары, взаимопроверка.
1. Практическое пользование алфавитом. Вставь пропущенные буквы. Собери яблоки.
2. Практическое пользование алфавитом. Назови в алфавитном порядке имена детей. (Слайд №7)
Виктор, Яков, Геннадий, Анна, Людмила, Надежда, Дарья, Борис, Ирина, Ульяна, Сергей.
(Анна, Борис, Виктор, Геннадий, Дарья, Ирина, Людмила, Надежда, Сергей, Ульяна, Яков.)
3. Парная работа. Расположи времена года в алфавитном порядке: зима, весна, лето, осень. (Слайд №8).
4. Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели. Расположите по алфавиту. (Слайд №9)
5. Представьте себе, что вы в библиотеке. Вам нужно расставить книги данных писателей на свои места, т. е. в алфавитном порядке.
Есть ли среди этих писателей фамилии на букву А? (Нет.)
Значит, ищем фамилии на следующие по порядку буквы. Итак, какую фамилию напишем первой? (Житков Б.)
-Записываем «Житков Б.». Продолжите. Проверка.
Прочитайте, как вы расположили фамилии писателей. (Житков Б., Крылов И., Пушкин А., Толстой Л., Чехов А.) (Слайд №10)
Расставить книги у доски в алфавитном порядке.
6. Контроль усвоенных знаний. (Самостоятельная работа).
Записать по алфавиту слова. (Слайды №11-12)
Работа в рабочих тетрадях.
VII. Итог урока. Рефлексия.
-Что такое алфавит?
-Где на прктике мы используем расположение в алфавитном порядке?
VIII. Домашнее задание.
1. Мы теперь знаем, по какому принципу располагаются книги на полках в библиотеке. Дома попробуйте несколько книг из семейной библиотеки расположить в алфавитном порядке.
2. Выучить алфавит.
Использованные ресурсы.
© 2015, Кленина Галина Алексеевна 1602