СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сеченовская средняя общеобразовательная школа
Районный семинар
учителей начальных классов:
«Современный урок в свете требований ФГОС
второго поколения»
Открытый урок по окружающему миру
Тема: « Вода - растворитель »
УМК:Н.Я. Дмитриева «Окружающий мир
Класс:2 «а»
Учитель
Соответствие занимаемой должности
Елесина Елена Николаевна
С.Сеченово
14 февраля 2014 г.
Цели урока:
Оборудование:
Оргмомент |
- Прозвенел звонок – начинается урок. - Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку? Взгляните на своего соседа, улыбнитесь. Начинаем урок. |
|||
Мотивирования к учебной деятельности |
В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода И кажется сказкою это, А, в сущности, только вода. Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Каскад водопада и брызги фонтана, А всё это только вода. В бирюзовой дали, исчезая, Лебедями плывут облака. Вот туча идёт грозовая, А, в сущности, только вода. Снег белый пойдёт и укроет Родные леса и поля. Но время придёт - всё растает И будет простая вода |
Личностные УУД - умение любоваться красотой окружающего мира |
||
Актуализация и постановка проблемы |
- Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. В каких состояниях встречается вода в природе? (- В твердом, жидком и газообразном состоянии) Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире. Антуан де Сент-Экзюпери - Почему Антуан де Сент-Экзюпери написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»? (- Жизнь зародилась в воде. - Вода необходима для организма человека, для растений и животных. - Без воды невозможна жизнь на Земле) - Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода- это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Вот она какая, вода! - Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды. - Вспомним свойства, которыми обладает вода, которые вы узнали на прошлом уроке Дети работают с карточками, выбирая свойства воды:
Растворитель – это свойство воды или нет? - Да - Нет Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим знак вопроса.
|
Познавательные УУД -извлечение из памяти сохраненной информации Познавательные общеучебные УУД - анализ текста Коммуникативные УУД - построение речевых высказываний Познавательные УУД -умение классифицировать Регулятивные УУД -прогнозирование Познавательные УУД - постановка проблемы |
||
Построение проекта выхода из проблемной ситуации |
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Тема: Вода – растворитель?) Что будет сегодня объектом исследования? (Объект - вода.) Предметом исследования будет свойство – растворитель. - Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут пять исследовательских групп. В каждой группе 3 человека: руководитель, докладчик и лаборант. (Дети в каждой группе распределяют роли) - Роли в ваших группах уже распределены, но этого недостаточно. В каждой группе существуют правила. - Правила работы в группах
И только соблюдая все правила, ваша группа сделает точный вывод! - Поднимите руки, кому понятны правила - Господа ученые, перед нашим научным центром стоит важная цель. Назовите ее. (Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель.) - Перед вами план действий. Каждая группа будет работать с одним из пяти возможных веществ. После, на конференции мы обобщим опыт всех групп. План действий. 1.Руководители зачитывают задание. 2.Лаборанты получают нужные вещества и выполняют опыт. 3.Все вместе наблюдают, делают опыт 4.Докладчики записывают результат в карточку, громко и чётко зачитывают выводы на конференции |
Регулятивные УУД -умение формулировать тему и выявлять объект исследования Коммуникативные УУД - лидерство и согласованность действий с партнерами Личностные УУД - умение соблюдать установленные правила Регулятивные УУД -целеполагание Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества |
||
Реализация проекта |
- Прошу руководителей подойти за заданиями для групп (Руководители получают карточку, зачитывают ее группе (см. Приложение 1). - Прошу лаборантов подойти на склад за необходимым оборудованием и веществами (Лаборанты получают химическую посуду и вещества. Начинают проводить опыт, наблюдать, фиксировать результаты.) |
Познавательные УУД -умение работать с текстом, умение выделять существенное, умение наблюдать, делать выводы |
||
Физкультминутка |
Физкультминутку проводят дежурные. Льется чистая водица. Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берём Крепко щеткой зубы трём Моем шею, моем уши Вытираемся посуше. |
Коммуникативные УУД -лидерство и согласованность действий с партнерами |
||
-Господа ученые, начинаем пресс-конференцию. Ждём результатов ваших исследований. На конференции выступает докладчик, лаборант демонстрирует результат. Докладчик группы №1: - После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Соль растворилась. (аплодисменты) Докладчик группы №2: - После того, как насыпали в воду соду, размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вывод: сода растворяется в воде. (аплодисменты) Докладчик группы №3: Мы налили в воду вишневый сок. Он смешался с водой и равномерно по ней распределился. Вода поменяла цвет. (аплодисменты) - Какой вывод вы сделали? Соль растворяется в воде. Сода растворяется в воде. Сок растворяется в воде. - Соль, сода, сок смешались с водой и теперь их трудно или даже невозможно отделить друг от друга. Они растворились. - Итак, мы заслушали отчеты 3 групп. Результаты их опытов у вас перед глазами. Вернемся к свойствам воды (они на доске). Какие будут предложения? (- Убрать вопросительный знак и добавить свойство «растворитель» к свойствам воды.) - Предоставляем слово 4 группе. Докладчик группы №4: Мы насыпали в воду речной песок. Он опустился на дно. Вывод: речной песок не растворяется в воде. (аплодисменты) - Даем слово 5 группе Докладчик группы №5: Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился. (аплодисменты) - Мы заслушали отчеты еще 2 групп. Какой вывод сделаем? (Вода растворяет не все вещест- ва.) Вспомните вопрос, который стоял перед научным центром. (Вода – растворитель?) - Как вы сейчас ответите на него? (Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.) ва.) |
Коммуникативные УУД - построение речевых высказываний Регулятивные УУД -коррекция Познавательные логические УУД -обобщение, формулирование выводов |
|||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Итак, вы узнали новое свойство воды. Теперь это свойство попробуем применить в жизни Я, как руководитель, даю каждой группе объект. Ваша задача – прокомментировать, как он связан с водой и ее свойством - «растворитель». Учитель выдает по группам 1. акварельные краски 2. таблетки 3. мыло 4. пакетик растворимого кофе 5. минеральная вода Идет обсуждение в группах с последующим озвучиванием. Группа №1: «Акварельные краски растворяются в воде» Группа №2: «Таблетки растворяются в воде» Группа №3: «Мыло растворяется в воде» Группа №4: «Минеральные вещества растворяются в воде» - Минеральная вода содержит в себе растворенные минеральные вещества, полезные для организма человека. Посмотрите внимательно на бутылку с минеральной водой. Что значит надпись «газированная»?( «Газированная» значит «содержит газы») - Что нужно сделать, чтобы их увидеть?( Надо встряхнуть бутылку и приоткрыть крышку.) (Учитель выполняет рекомендации детей. Дети наблюдают, как пузырьки газа поднимаются на поверхность.) - Почему их не было видно?( - Они растворились в воде) - Сделайте вывод. (- Газы тоже растворяются в воде.) - Итак, в воде растворяются не только твердые (соль, сода), жидкие (сок), но и газообразные вещества. |
Познавательные общеучебные УУД -умение использовать полученные знания в практической деятельности Коммуникативные УУД -построение речевых высказываний |
||
Рефлексия учебной деятельности |
- Как вам работалось в группе? - Легко ли вам было заполнять карточку? - Были проблемы в работе лаборантов? - Хорошо ли группа вас подготовила к докладу? |
Регулятивные УУД -самооценка |
||
Итог урока, оценивание |
Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат - открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз. (Вода – растворитель) - Как вы доказали, что вода – растворитель? (Ставили опыты.) - Достигла ли цели ваша лаборатория? |
Регулятивные УУД |
||
Домашнее задание |
Предположим, что смешали соль, речной песок и опилки. Как всё отделить друг от друга? Что будете делать? Где и как будете искать ответ? ( Подумаем сами, - вспомним материал прошедшего урока, - проведем опыт дома, - спросим у старших, - обратимся к Интернету и др.) Учитель оценивает работу групп. |
Познавательные УУД -работа с информацией |
Приложение 1
Карточки-задания для групп
Задание для 1 группы Соль
1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку соли и размешайте.
2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соли.
3.Выберете ответ:
плавают
тонут,
стали незаметны
Задание для 2 группы Сода
1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку соды и размешайте.
2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соды.
3.Выберете ответ:
плавают
тонут,
стали незаметны
Задание для 3 группы Мел
1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку мела и размешайте.
2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами мела
3.Выберете ответ:
плавают
тонут
Задание для 4группы Песок
1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку песка и размешайте.
2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами песка
3.Выберете ответ:
плавают
тонут
Задание для 5группы Сок
1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку сока и размешайте.
2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами сока
3.Выберете ответ:
плавают
тонут
стали незаметны
© 2015, Елесина Елена Николаевна 1630