СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музейная педагогика - достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия.

Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии.

В последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике, можно выделить два крупных направления:

  1. сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.);
  2. создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования.

Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Музейная педагогика в условиях детского сада:

- позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

- является действенным модулем развивающей предметной среды;

- средством индивидуализации образовательного процесса;

- способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры;

- расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

- помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Мини-музеи в дошкольном учреждении часто играют роль помещения для психологической разгрузки детей и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.

Виды мини-музеев:

- Мини-музеи природы;

- Экологические мини-музеи;

- Палеонтологические мини-музеи;

- Мини-музей астрономии;

- Музеи отдельных компонентов природы;

- Мини-музеи живой природы;

- Мини-музей насекомых;

- Мини-музей дерева;

- Фольклорные мини-музеи;

- Исторические и краеведческие мини-музеи;

- Мини-музей, посвященный истории страны;

- Мини-музей, посвященный определенному историческому событию;

- Мини-музей, посвященный истории родного края;

- Мини-музей, посвященный истории детского сада;

- Мини-музей, посвященный истории одного предмета;

- Мини-музей государственной символики;

- Мини-музей истории семьи;

- Мини-музеи искусства;

- Литературные мини-музеи;

- Географические мини-музеи.

Многие мини-музеи можно отнести сразу к двум, а то и к трем видам, так как в окружающем мире всё взаимосвязано. Каждый мини-музей по-своему уникален, каждый предоставляет педагогу большие возможности для развития личности ребенка, для взаимодействия с семьей и обогащения предметно-развивающей среды детского сада.

Этапы создания мини-музея.

Подготовительный этап:

- выбор темы мини-музея (совместно с детьми и родителями);

- сбор информации, изучение методической литературы;

- выбор места для мини-музея;

- составление перспективного плана работы в мини-музее.

Практический этап:

- реализация идей первого этапа, т.е. создание мини-музея (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т.п.);

- работа с детьми и родителями (реализация перспективного плана, семейных проектов, музейных образовательных программ и т.д.).

Показывая родителям мини-музей, дети постоянно задают им вопросы, на которые мамы и папы не всегда могут ответить. Поэтому, если позволяет пространство, закрепите в мини-музее или рядом с ними папки с описанием экспонатов и дополнительной информацией. Папки могут располагаться на столах или быть прикрепленными к стене.

Поскольку ведущей деятельностью дошкольника является игра, в каждом мини-музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Содержание и виды игр обычно зависят от тематики мини-музея.

Заключительный этап:

Заключительный этап начинается после завершения работы в мини-музее. Однако и на этом этапе возможны различные изменения в мини-музее: пополнение экспозиции или замена экспонатов, изменение в оформлении, расширение пространства мини-музея. Проводится торжественное «официальное» открытие мини-музея с приглашением родителей, детей других групп.

Список литературы:

1. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 96 c.

08.10.2022 14:24


© 2022 226

Рекомендуем курсы ПК и ПП