© 2022 226
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Музейная педагогика - достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия.
Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии.
В последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике, можно выделить два крупных направления:
Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования.
Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Музейная педагогика в условиях детского сада:
- позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
- является действенным модулем развивающей предметной среды;
- средством индивидуализации образовательного процесса;
- способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры;
- расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
- помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Мини-музеи в дошкольном учреждении часто играют роль помещения для психологической разгрузки детей и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.
Виды мини-музеев:
- Мини-музеи природы;
- Экологические мини-музеи;
- Палеонтологические мини-музеи;
- Мини-музей астрономии;
- Музеи отдельных компонентов природы;
- Мини-музеи живой природы;
- Мини-музей насекомых;
- Мини-музей дерева;
- Фольклорные мини-музеи;
- Исторические и краеведческие мини-музеи;
- Мини-музей, посвященный истории страны;
- Мини-музей, посвященный определенному историческому событию;
- Мини-музей, посвященный истории родного края;
- Мини-музей, посвященный истории детского сада;
- Мини-музей, посвященный истории одного предмета;
- Мини-музей государственной символики;
- Мини-музей истории семьи;
- Мини-музеи искусства;
- Литературные мини-музеи;
- Географические мини-музеи.
Многие мини-музеи можно отнести сразу к двум, а то и к трем видам, так как в окружающем мире всё взаимосвязано. Каждый мини-музей по-своему уникален, каждый предоставляет педагогу большие возможности для развития личности ребенка, для взаимодействия с семьей и обогащения предметно-развивающей среды детского сада.
Этапы создания мини-музея.
Подготовительный этап:
- выбор темы мини-музея (совместно с детьми и родителями);
- сбор информации, изучение методической литературы;
- выбор места для мини-музея;
- составление перспективного плана работы в мини-музее.
Практический этап:
- реализация идей первого этапа, т.е. создание мини-музея (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т.п.);
- работа с детьми и родителями (реализация перспективного плана, семейных проектов, музейных образовательных программ и т.д.).
Показывая родителям мини-музей, дети постоянно задают им вопросы, на которые мамы и папы не всегда могут ответить. Поэтому, если позволяет пространство, закрепите в мини-музее или рядом с ними папки с описанием экспонатов и дополнительной информацией. Папки могут располагаться на столах или быть прикрепленными к стене.
Поскольку ведущей деятельностью дошкольника является игра, в каждом мини-музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Содержание и виды игр обычно зависят от тематики мини-музея.
Заключительный этап:
Заключительный этап начинается после завершения работы в мини-музее. Однако и на этом этапе возможны различные изменения в мини-музее: пополнение экспозиции или замена экспонатов, изменение в оформлении, расширение пространства мини-музея. Проводится торжественное «официальное» открытие мини-музея с приглашением родителей, детей других групп.
Список литературы:
1. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 96 c.
© 2022 226