СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЧЕМУ РЕБЁНОК МАНИПУЛИРУЕТ ВЗРОСЛЫМИ ?
Слёзы, хитрость, упрямство, слабость, «уход в болезнь», капризы, шантаж… Вот неполный арсенал детских манипулятивных приёмов, которые знакомы Любому родителю и педагогу. В чем причина манипулятивного поведения дошкольников ? Какова роль взрослых в формировании манипулятивных убеждений и навыков у детей ? Манипуляторами не рождаются, а становятся. Первый опыт управления другими людьми человек приобретает в детстве. Так, едва научившись ходить. ребёнок уже знает, что для того, чтобы добиться своего, ему нужно иногда ворковать, а иногда кричать. Дети, как правило, учитывают последствия своего упрямства и проявляют его чаще всего по отношению к тем взрослым. Со стороны которых оно остаётся безнаказанным, а для ребёнка эффективным. Взрослые, в подобных ситуациях, по отношению к «беспомощному ребёнку» выступают в инструментальной функции, как средства удовлетворения его потребностей, как жертвы манипуляции.
Родительские установки и поведение, демонстрируемое взрослыми, оказывают влияние на убеждение и поведение детей. Одни дети перенимают от родителей систему убеждений, которая не прямо, а косвенно влияет на их поведение. Другие непосредственно копируют у родителей успешные способы манипулирования людьми. Так, сталкиваясь с нежеланием ребёнка делать что-либо положенное ему - заниматься, читать, помогать по дому, родители нередко встают на путь «подкупа». Они соглашаются платить ребёнку вещами, игрушками, удовольствиями, если он будет делать то, что от него хотят. Этот малоэффективный путь-свидетельство дисгармонии детско-родительских отношений, он также способствует развитию будущего манипулятора.
Необходимо перестать делать за ребёнком то, что он уже способен делать сам. Постепенно нужно снимать с себя заботу и ответственность за личные дела ребёнка и передавать их ему. Это делает ребёнка более сильным и уверенным в себе, а отношения - более спокойными и радостными. Справедливые правила, ограничения и запреты, которые существуют в воспитании детей, не стоит отменять, иначе испытывая родительские требования « на прочность», дети приучаются настаивать, ныть, вымогать. Только уважение к личности ребёнка, стремление лучше его понять и, безусловно, принять малыша, и при этом, справедливость, последовательность воспитательных воздействий, большая работа взрослых « над собой» способствуют развитию положительного потенциала дошкольника. Возможно, тогда вопрос «Почему ребёнок манипулирует взрослыми ?» потеряет свою актуальность.
© 2024, Верещагина Татьяна Васильевна 93