СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мультфильмы являтся неотъемлемой частью социализации ребенка, они воздействуют на сознание ребенка, влияют на его эмоциональную сферу, формируют поведение. Зрительные образы, полученные посредством просмотра мультфильмов, воздействуют на детскую психику гораздо сильнее, чем прочитанная книга или рассказанная сказка.
При просмотре мультфильмов срабатывают следующие механизмы формирования поведения:
- заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психологического контакта;
- внушение – воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок;
- подражание – следование примеру, образцу.
У детей раннего возраста больше всего развито подражание, так как именно в этом возрасте начинают развиваются механизмы поведения. В связи с этим дети копируют героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, которые в них демонстрируются, причем поведение персонажей воспринимается как правильное и естественное.
Сравнивая себя с мультипликационным героем, ребенок учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Мультфильм дает большое поле для фантазии, способствует развитию творческих способностей.
К сожалению не все мультфильмы полезны для просмотра детьми. Отечественными психологами были проведены исследования, изучающие влияние современных мультфильмов на эмоциональную сферу ребенка. Согласно этим исследованиям, некоторые мультфильмы негативно влияют на детей.
Быстрые - с высокой скоростью смены видеоряда, с сильной динамикой мультфильмы вызывали гиперактивность детей, в некоторых случаях даже агрессию к сверстникам, непослушание по отношению к родителям и педагогам. Яркие - с использованием контрастных, выделяющихся, неестественных цветов мультфильмы впоследствии вызывали сильные переживания у детей. Анализ их рисунков, выполненных после просмотра таких мультфильмов, показал определенное напряжение или усталость нервной системы, потребность в защите от внешних воздействий.
Кроме того, было выявлено влияние негативных сцен мультфильмов на психологическое развитие детей. Например, сцены, где главный герой ведет себя агрессивно, наносит разного рода вред другим героям, могут привести к немотивированной жестокости и агрессивному поведению по отношению к другим детям; сцены, где плохие герои остаются безнаказанными, нет объяснения, что хорошо, а что плохо, могут привести к тому, что ребенок пренебрегает запретами, его представления о добре и зле становятся размытыми; сцены, в которых герои транслируют не свойственное их полу поведение формируют у ребенка неадекватные представления о гендерных ролях, искажают гендерную идентичность.
Исходя из того, что мультфильмы могут влиять на психологическое развитие ребенка как позитивно, та к и негативно, родителям, прежде чем предлагать ребенку посмотреть какой-либо новый мультфильм, необходимо оценить его самим.
© 2022, Мокина Ирина Олеговна 263