СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Последнее дошкольное лето – это отличное время для выработки волевых качеств ребёнка, которые помогут ему адаптироваться к условиям начальной школы. Какие-то умения у него уже сформированы, а что-то – пока нет. Задача родителей – дать ребёнку шанс попробовать побыть взрослым и самостоятельным.
Умение самостоятельно проснуться по будильнику. Организуйте четкий режим дня дошкольника, следите за тем, чтобы он вовремя ложился спать. Уберите лишние стимулы – мобильный интернет, телевизор, свет, громкие разговоры перед засыпанием. Научите заводить будильник, помогите выбрать такой звук, от которого ребёнок точно проснется сам. Проветривайте комнату перед сном.
Умение соблюдать режим дня. Чтобы сформировать навык, придерживайтесь режима дня в выходные и каникулы. Чередуйте периоды спокойных игр с двигательной активностью и прогулками. Важно соблюдать вечерние ритуалы семьи.
Самостоятельно одеваться в школу. Взрослые подготавливают одежду на следующий день, ребёнку дается возможность принимать участие в её выборе. Размещать одежду нужно заранее вечером, всегда на одном и том же месте, вплоть до мелочей – носочков, платочка. Одеваясь сам, пусть ребёнок обязательно проверяет перед зеркалом опрятность и аккуратность.
Умение собирать портфель. Портфель собирают с вечера и размещают на привычном месте в прихожей. Собирайте портфель вместе с ребёнком, перечисляя, какие предметы в него положили. Когда запомнит – сможет выполнить действия самостоятельно.
Самостоятельно пользоваться ключами. Взрослые отвечают за то, чтобы у ребёнка был свой комплект ключей. Ребёнок должен знать, что у всех ключей от дома есть свое, четко обозначенное место. Выберете вместе с ребёнком яркий брелок для них. Замок должен открываться и закрываться без дополнительных усилий. Нужно, чтобы ребенок заранее овладел этим навыком. Сначала он закрывает дверь при родителях, затем самостоятельно.
Важно! При возвращении домой ребёнок должен усвоить правило: ключ вынуть из дверей, запереть её, ключ убрать на свое место.
Самостоятельно пользоваться общественным транспортом. Задача родителей – показать ребёнку нужный маршрут автобуса. Конечно лучше если первый месяц взрослые вместе с ребёнком будут ездить вместе.
Умение ориентироваться во времени. Ребёнка важно научить ориентироваться во времени, чтобы у него был запас для того, чтобы выйти из дома, запереть дверь, дойти до остановки, выйти на нужной остановке. Задача родителей – показать ребёнку способы оплаты проезда. Можно поиграть в игру «Навигатор»: «Сегодня ты будешь нашим навигатором, я буду выполнять твои указания, куда идти и что делать».
Ориентироваться в пространстве школы. Хорошо, если ребёнок был записан на подготовительные занятия в школе. Но если такой возможности не было, можно приходить на территорию школы, по согласованию с администрацией: пройтись по коридорам, заглянуть в классы, познакомиться с учительницей. Задача родителей – убедиться, что ребёнок способен самостоятельно, без подсказок ориентироваться в здании и на территории вокруг.
Оставаться дома одному после школы в ожидании родителей. Взрослые оставляют ребёнка одного сначала ненадолго, например в выходные. Ребёнок должен до этого освоить правила поведения в обращении с опасными предметами, с дверью и звонками от чужих людей. Постепенно эти часы можно увеличивать. После возвращения домой обязательно поинтересуйтесь, как ребёнок провел время, расскажите ему, как вы соскучились и как рады встрече. И, если уж случился кавардак – не ругайте ребёнка в первые минуты после встречи.
Умение пользоваться домашним или сотовым телефоном. У ребёнка должно быть средство связи с родителями. Если вы пообещали позвонить ребёнку в какое-то время –обязаны выполнить обещание. Задача взрослых – научить ребёнка пользоваться телефоном, даже если телефон был в семье под запретом для детей до 6–7 лет, то есть на период дошкольного детства.
Адаптация ребёнка к школе: фразы, чтобы поддержать его
(Не говорите с ребёнком в «Ты-позиции». Используйте фразы в «Я-позиции»)
«Ты-позиция» |
«Я-позиция» |
«Не переживай ты так, ничего страшного»
|
«Я вижу, что ты сильно переживаешь. Это нормально. Я могу тебе помочь?» |
«Ты не сможешь правильно! Давай, я сама!»
|
«Это выглядит непросто. Я верю, что ты справишься. Если нужно, обращайся ко мне за помощью»
|
«Почему 3, а не 5?» |
«Какое интересное задание! Давай найдем ошибку и исправим?» |
«Ой, какая ты растрепанная, лохматая!
|
«Я заметила, что ты испачкалась. Как ты себя чувствуешь?»
|
«Хватит с Игорем носиться, лучше уроки делай!» |
«Я рада, что вам хорошо друг с другом» |
© 2025, Митрофанова Елена Александровна 40