СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей: «Волшебные пальчики».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей;

2. Дать практические рекомендации педагогам по развитию мелкой моторики рук;

«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». (И. И. Павлов)

- Как вы думаете, что умеют делать наши пальчики?

  • Держать карандаш.
  • Красиво рисовать.
  • Писать.
  • Строить из конструктора дворцы.
  • Лепить из глины и пластилина.
  • Разговаривать.
  • Зашивать и вышивать.
  • Играть в театр.
  • Наши пальчики могут все…

Значит… они… волшебные?.

Умелыми детские пальчики становятся не сразу.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В работе с детьми (а особенно с теми, что уже имеют нарушение речи) большое внимание необходимо уделять развитию функции мелких мышц рук. Движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из факторов его формирования. Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году.

Позже, на основе специально проведенных опытов была выдвинута мысль о том, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и убыстряют развитие речи ребенка.

Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и языковых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, разных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и др.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логично мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Недостаточное развитие зрительного восприятия, внимания и, в частности, мелкой моторики, приводит к возникновению негативного отношения к учебе.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.

Работу с развития мелкой моторики необходимо начинать с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п. В старшем дошкольном возрасте робота по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Малышам предлагаются упражнения в упрощенном варианте, доступные их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнять.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, ведь именно тогда будет достигнут весомый эффект от этих специальных упражнений. Задания по развитию движений пальцев рук должны приносить ребенку радость, не должны вызывать переутомляемость. Большое значение в этих играх-упражнениях имеет текст. Он должен быть веселым, доступным для детей данного возраста. Необходимо объяснять значения тех или других движений или положений пальцев, заинтересовывать детей в исполнении этих движений, создавать благоприятное эмоциональное настроение.

Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь ребенка, можно предложить малышам следующие задания:

  • Разминать пальцами пластилин, глину.
  • Катать по очереди каждым пальчиком камни, бусинки, шарики.
  • Нанизывать бусинки на тоненькую ленту, делать бусы.
  • Сжимать и разжимать кулачки.
  • Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может продвинуть свои пальцы; или крепкие, которые не раскроешь.
  • Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, а потом быстро, как будто они бегут. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
  • Показывать отдельно только по одному пальчику.
  • Барабанить, постукивать всеми пальцами обеих рук по столу.
  • Махать в воздухе только пальцами, не двигая ладонью.
  • Плескать в ладони тихо и громко, в разном темпе.
  • Нанизывать большие пуговицы на нить.
  • Застегивать пуговицы, крючки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.
  • Закручивать шурупы, гайки.
  • Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
  • Складывание матрешек.
  • Рисование в воздухе.
  • Игры с песком, водой.
  • Рисовать, раскрашивать, штриховать.
  • Резать ножницами.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Эти игры очень эмоциональны, их можно проводить в любом месте, в любое время. Они очень увлекательны и содействуют развитию речи и творческой деятельности.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных рассказов, сказок с помощью пальчиков. Много игр требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «справа», «слева», «вверх», «вниз». В начале и напоследок игры необходимо включать упражнения на расслабление, чтобы снять лишнее напряжение в мышцах. Это может быть поглаживания от концов пальцев к ладони, легкое потряхивания, взмахивание руками.

Известный педагог Сухомлинский как-то сказал, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Действительно, ловкие детские пальчики - это залог полно-ценного интеллектуального развития малыша. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой рассуждает и фантазирует, у него хорошо развиты речь, память и зри-тельное восприятие. Большую помощь в развитии мелкой моторики оказывают игрушки. Поэтому внимательно относитесь к их выбору.

«Хорошо забытое старое»: У наших бабушек и дедушек не было такого количества игрушек! Что же помогало развить мелкую моторику в те далёкие времена? - Окружающие детей безделушки: верёвочки, тряпочки, камушки, бабушкины бусы, пуговицы или старинные счёты; - Завязывание шнурков, плетение косичек; - Пересыпание круп, перебирание гороха или фасоли и т.д. «Полезные упражнения»: 1. Тренировка с предметами: - Полезно катать по столу каждым пальчиком по очереди камешки, бусины, стеклянные шарики. Только делать это ребёнок должен под вашим присмотром! - Хорошо развивает всевозможное нанизывание: колечек на штырь пирамидки, крупных бус и пуговиц на толстую нитку или проволоку. - Покажите ребёнку, как завязывать узлы и бантики. - Научите ребёнка застёгивать пуговицы, крючки, замочки, молнии, кнопки. - Научите детей запускать маленькие волчки. 2. Гимнастика для рук: - Скажите ребёнку, чтобы хлопал в ладоши вместе с вами. Задавайте темп и громкость. - Пусть изобразит шагающего человечка – пройдётся по столу указательным и средним пальчиками сначала одной, а потом другой ручки. - Научите детей показывать отдельно только один пальчик (сначала большой, потом указательный), затем два – указательный и средний, а после – три, четыре, пять… - Пусть соберёт все пальчики в щепотку, а потом быстро раскроет её, как бы разбросав их. - Дело за большим пальчиком: он должен по очереди «поздороваться» со всеми остальными, прикоснувшись к ним. - Кисти обеих ручек нужно соединить так, чтобы пальчики совпали, а затем раздвинуть их, после чего скрестить.

3. Пальчиковые игры:

«Боровики»

В темном лесу скрестить ладони над головой Стоят дубки «лотос» из ладоней Там растут сложить ладони вертикально Боровики ладонью-шляпкой накрыть ладонь-ножку Раз, два, три, четыре, пять хлопки Мы идем их собирать собрать ладони «блюдечком».

«Тучи»

Туча тучу повстречала свободные движения руками в воздухе Туча туче проворчала: «Что гуляешь на пути? погрозить пальцем Прочь с дороги, дай пройти» отмахивать руками от себя Туча тучу лбом, лбом хлопки А по небу гром, гром топ, топ.

«Четыре цапли»

Четыре длинных цапли шагать руками в воздухе Выходят на охоту, руки «клювиками» А дождик по болоту стаккато в воздухе Кап, кап, кап. пальцами по ладони Идут четыре цапли шагать руками в воздухе И стряхивают капли, «стряхивать» с себя А клювы звонко щелкают раскрывать и закрывать «клювики» Цап,цап,цап щелчки.

«Согревалки»

Мы ножками потопаем притопы Топ, топ, топ. Мы ручками похлопаем хлопки Хлоп, хлоп, хлоп. Головкой покачаем вправо – влево головой Ник, ник, ник И снова начинаем прыжки Прыг, прыг, прыг.

«Вьюги» (в парах)

Вьюги, вьюги, вьюги, вью круговые движения рук Колотушки колочу, хлопки друг с другом Приколачиваю, удары кулачками Заколачиваю притопы

«Зима»

У зимы в лесу изба построить «домик» из ладоней Во все стороны резьба волнообразные движения руками Водяные окна скрыты колечки из пальцев 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 Ледяными ставнями. закрыть ладонями лицо Два столба хрустальных врыты, согнуть руки в локтях вертикально Сторожить поставлены «шагать» локтями На столбе ледяном пальцами правой руки ходить по левой Ходит ворон ходуном и наоборот

«Ладошки»

Ладушки, ладошки играть в ладошки К бабушке в окошко «окошко» из 1-2 пальцев обеих рук Постучали тук да тук кулачком о ладошку Это внучка, это внук! поднять по очереди каждую руку Заходите на порог развести руками в стороны Будем печь пирожок! «стряпают»

«Солнышко»

Солнышко, солнышко, протянуть руки вверх Погуляй у речки волнообразные движения в воздухе Солнышко, солнышко, протянуть руки вверх Разбросай колечки. колечки 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами Мы колечки соберем, складывать в правую руку Золоченые возьмем, складывать в левую руку Покатаем, «покатать» в ладонях Поиграем, пошлепать по коленям И тебе назад вернем. протянуть руки вверх.

«Паучок»

Паучок ползет, ползет шагать всеми пальцами в воздухе Паутинку он плетет. круговые движения вторыми пальцами Паутинка хоть тонка сцепить первые пальцы Крепко держит мотылька помахать остальными пальцами

«Машина дождевая»

Шла машина дождевая притопы правой, левой ногой Словно туча шла живая. добавить хлопки Два фонтана впереди: добавить качание головой «Берегись, не подходи!» Между тем из тучи черной круговые движения руками С громыханьем во всю мощь потопать Лил веселый, лил задорный шлепки по телу ( бедро-грудь ) Долгожданный летний дождь. хлопки поднятыми вверх руками.

В заключении хочется добавить, что во время занятий по развитию мелкой моторики нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу - с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. Если будут развиваться пальцы рук, то у детей будут развиваться мышление и речь, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Таким образом, для развития мелкой моторики в дошкольных учреждениях можно использовать пальчиковые игры, различные виды предметно-практической деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация), игры для пальцев с пением, игры с мячом, теневой театр, мозаику и другие средства.

Спасибо за внимание! Успехов в работе!

Воспитатель Шевелева А.Н.

24.03.2019 08:53


Рекомендуем курсы ПК и ПП