СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация Народные подвижные игры как средство развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвижная игра и методика ее проведения

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше, играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают богатейший социокультурный опыт, учатся руководить и подчиняться, взаимодействовать, придумывать и изменять сюжеты игр.

Среди большого количества игр народные игры занимают особое место, поскольку они обладают рядом характерных особенностей. К основным особенностям можно отнести следующие:

  • народные игры являются средством педагогики;
  • народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольника;
  • народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку;
  • народные игры расширяют кругозор, уточняют представление об окружающем мире;
  • народные игры способствуют совершенствованию психических процессов.

Горелки

Для детей 4 -6 лет)

Задачи:

- учить детей быстро реагировать на ключевое слово;

- развивать выдержку, скорость бега, быстроты реакции;

- воспитывать самостоятельность;

Форма проведения: коллективная.

Условия проведения игры: по площадке.

Содержание игры: играющие становятся в колонны парами, впереди колонны ведущий. Дети хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

С последним словом, дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колоны – один слева, другой справа. Водящий пытается поймать (засолить) одного из них прежде, чем дети успеют встретиться и взяться за руки впереди него. Если водящему удается это сделать, он с пойманным берутся за руки и становятся впереди колонны. Оставшийся бес пары становиться водящим.

Методические рекомендации: следить, чтобы дети, стоя в парах, не выставляли ноги, во время оббегания колонны парой (не ставили подножки тем, кто бежит).

Охотники и звери

(Для детей 4 -6 лет)

Задачи:

- учить детей бросать и ловить мяч двумя руками;

- воспитывать у детей взаимопонимание, любовь к животным;

- развивать силу, ловкость, зоркость;

Оборудование: мяч.

Форма проведения: коллективная.

Условия проведения игры: в спортивном зале, на площадке, на участке.

Содержание игры: дети делятся на две команды: охотники и звери. Могут разделиться как по жеребьевке, таки по желанию. Охотники образуют круг, а звери становятся в центр круга. Охотники перебрасывают дрыг другу мяч и пытаются попасть им в убегающих зверей. Тот, кого заденет мяч, считается подстреленным и выходит из круга. Через некоторое время «охотники» подсчитывают свои трофеи. Играющие меняются местами.

Методические рекомендации: следить, чтобы дети старались попасть мячом в ноги. Подбадривать тех в кого попадет мяч не в ноги (чтобы не ревели, не огорчались, не сердились).

Ловишка

(Для детей 4 -6 лет)

Задачи:

- учить детей увертываться от ловишки, бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы;

- воспитывать у детей умение ориентироваться в пространстве;

- развивать ловкость, выносливость;

Оборудование: разноцветные ленточки.

Форма проведения: групповая, коллективная.

Условия проведения игры: в спортивном зале, на площадке.

Содержание игры: детям раздаются ленточки, которые прикрепляются к поясу ребенка сзади. Произносится текст:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть, ты попробуй нас догнать!

Дети разбегаются. Ловишка, которого выбирают перед игрой, догоняет детей и забирает у них ленточки. После слов взрослого: «Раз, два, три, в круг беги!», дети собираются в кругу и подсчитывают, сколько ловишка собрал ленточек.

Методические рекомендации: следить, чтобы дети не прятали Леночки и не отбирали их у ловишки.

Поймай снежок

(Для детей 4 -6 лет)

Задачи:

- учить детей прицеливаться и попадать в цель (в ведро);

- воспитывать у детей умение согласовывать движения;

- развивать глазомер, реакцию движений, (силовые способности) силу;

Оборудование: ведерки (на1-1,5 метра), теннисные шарики, мешочки.

Форма проведения игры: групповая.

Условия проведения игры: в группе, в спортивном зале.

Содержание игры: Участвуют несколько пар. Дети стоят друг напротив друга на расстоянии приблизительно от 2 до 4 м. У одного ребенка ведерко, а у другого мешочек с определенным количеством «снежков» (шарики, мешочки). По сигналу ребенок бросает «снежки», а стоящий напротив старается их поймать ведерком. Выигрывает та пара, которая первой закончит игру и поймает большее количество «снежков».

Методические рекомендации: следить, чтобы дети не махались ведерками.

Жмурки

народная игра

(Для детей 4 -6 лет)

Задачи:

- учить детей ориентироваться в пространстве по слуху;

- развивать координацию движений, слух;

Оборудование: шарф или платок.

Форма проведения: коллективная.

Условия проведения: на участке.

Содержание игры: Считалкой выбирается жмурка, ему завязываются глаза платком, поворачивают вокруг себя со словами

- Пень или колода?

Ж. - Пень.

- Ищи нас целый день.

А если

Ж - Колода.

- Ищи нас три года.

Дети разбегаются в разные стороны, но только остаются на поляне, не уходя к постройкам и деревьям. Жмурка ходит по всей площадке. Широко расставив руки, ловит детей. дети обращают на себя внимание хлопками. Если жмурка подходит близко к дереву или постройке дети говорят ей «Горячо, горячо разверни свое плечо». Тот, кого поймает жмурка сам становится жмуркой. Игра повторяется.

Методические рекомендации: следить, чтобы дети, отбегая назад, не споткнулись, не натолкнулись друг на друга и не упали. Смотреть, чтобы жмурка не ушел далеко с площадки.

.

Целься верней

(Для детей 4 -6 лет)

Задачи:

- учить детей прицеливаться и забрасывать мяч в ящик;

- воспитывать у детей терпение, настойчивость (в преодолении неудач промахов);

- развивать глазомер, силу, выдержку.

Оборудование: корзина с мячами, ящик.

Форма проведения игры: индивидуальная.

Условия проведения игры: на участке.

Содержание игры: на земле проводят линию, на расстоянии 1,5; 2; 2,5 метра от нее ставят ящик. Ребенку предлагают подойти к линии и бросить мяч небольшого размера в корзину. Воспитатель считает, сколько раз ребенок забросит мяч в ящик. Если задание выполняют 2-3 ребенка одновременно, то можно ввести элемент соревнования. Выигрывает тот, кто большее число, раз забросит мяч в ящик. Воспитатель следит, чтобы дети, бросая мяч, не переступали за линию. При повторении игры можно увеличивать расстояние до ящика, а также дать задание забрасывать мяч не только правой, но и левой рукой.

Методические рекомендации: если ребенок часто не может попасть в цель нужно подбадривать его, подержать морально, с юмором.

Подними круг

(Для детей 4 -6 лет)

Задачи:

- учить детей подцеплять удочкой круг;

- воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила игры;

- развивать тонкую координацию небольших мышечных групп.

Оборудование: фанерный круг (Д=30-40 см.) с двумя петельками из тесьмы на разных сторонах, удочки с проволочными крючками на концах, обручи.

Форма проведения игры: групповая.

Условия проведения игры: в группе, на веранде.

Содержание игры: двое играющих стоят в обручах на расстоянии 100-120 см. от круга. В руках у них удочки. Они стараются, не выходя из обруча, подцепить круг за петельку.

Методические рекомендации: не давать детям нервничать из-за неудачной «ловли», подбадривать их шутками, прибаутками.

Гуси - лебеди

(Для детей 4 -6 лет)

Задачи:

- учить детей разговорной речи – диалогу;

- воспитывать выдержку, умение ловить после сигнала;

- развивать быстроту за счет стремительного бега.

Форма проведения игры: групповая (7-10 чел.).

Условия проведения игры: в спортивном зале.

Содержание игры: Участники игры выбирают волка и хозяина. На одной стороне площадки живут гуси и хозяин, на другой – волк. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелено травки пощипать. Гуси уходят из дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей:

- Гуси. Гуси?!

- Га-га-га.

- Есть хотите?!

- Да-да-да.

- Ну, летите же домой!

- Серый волк под горой, зубы точит, съесть нас хочет.

- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите.

Гуси бегут домой. А волк их старается поймать (запятнать). «Пойманные» выходят из игры. Игра кончается,

когда все гуси пойманы.

Правила:

1.Гуси могут лететь домой, а волк их ловить только после слов «Ну, летите, как хотите, только крылья берегите».

2.Гуси, выходя из дома в поле, должны разойтись по всей площадке.

Методические рекомендации: Во время бега следить, чтобы дети не наталкивались друг на друга. Чтобы волк не «ловил» гусе, а только прикасался рукой (пятнал)

Кто быстрее

(для детей 4-6 лет)

Задачи:

- учить детей плотно наматывать нить на палку;

- воспитывать желание победить, стремление к побеле;

- развивать силу, выдержку.

Оборудование: палочки длиной 20 см, нить шнур.

Форма проведения игры: индивидуальная.

Условия проведения игры: в группе, на веранде.

Содержание игры: На середине шнура завязывается узел или делается, какая либо пометка. К концам шнура прикрепляются палочки. Задача игроков смотать свою часть шнура на палочку, добравшись до середины, т. е. до узелка.

Методические указания: следить, чтобы дети наматывали шнур ровно, плотно, не подходили друг к другу, а как бы натягивали шнур.

Прокати, не урони

( для детей 4-6 лет)

Задачи:

- учить детей катить обруч по ровной дорожке;

- воспитывать умение согласовывать движения;

- развивать ловкость.

Оборудование: обручи.

Форма проведения игры: групповая.

Условия проведения игры: на площадке.

Содержание игры: Несколько детей стоят за чертой, у каждого из них обруч. Воспитатель предлагает прокатить обруч догнать его, чтобы он не упал на землю. Обязательно надо показать, как правильно и удобно катить обруч: поставить его ребром на землю. Придержать левой рукой сверху, а ладонью правой руки энергично оттолкнуть так. Чтобы обруч покатился по площадке, не подпрыгивая.

Методические рекомендации: следить, чтобы дети катили обруч прямо. Не давали обручу повернуть в сторону, т.к. смена траектории бега может привести к столкновению детей. Обратить внимание, чтобы дети специально не сталкивались обручами (не направляем его друг на друга).

Поймай воробышка

( для детей 4-6 лет)

Задачи:

- учить детей играть в кругу;

- развивать смекалку интуицию, ловкость, быстроту реакции.

Форма проведения игры: коллективная.

Условия проведения игры: в спортивном зале.

Содержание игры Дети становятся в круг, взявшись за руки. Выбирают «воробья» и «кошку» считалкой. «Воробей» в кругу. А кошка за кругом. Она пытается вбежать в круг, поймать «ворья». Дети не пускают. Она старается подлезть под ворота, играющие приседают, и не пускают ее в круг. Когда, наконец «кошка» проберется в круг, дети сразу же открывают ворота и «воробышек» вылетает из круга. Кошку же дети стараются не выпускать из круга.

Правила:

  1. Кошка может поймать воробышка, как в круге, так и за кругом.
  2. Играющие открывают ворота только для воробья.

Методические рекомендации: обращать внимание на то, как коша подлезает под ворота, чтобы дети в это время ее (кошку) не стукнули по голове, по лицу.

05.03.2023 16:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!