СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация - практикум для родителей первая младшая группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация – практикум для родителей

Учителя - логопеда Качаловой А. Г.

План.

  • Вступительная часть.
  • Показатели речи детей этого возраста и игры для ее развития.
  • Развивающая игрушка «Пирамидка»
  • Познакомить с приемами развития мелкой моторики.
  • Раздаются памятки «Слово на ладошке» (развитие мелкой моторики детей 2-3 лет, речевые игры).

Задачи:

  • Познакомить родителей с особенностями развития речи детей 3-го г.ж.
  • Познакомить с играми для развития речи детей и приемами развития мелкой моторики (массаж рук, игры с пластилином, крупой и т.д.)

Ход:

Вступительная часть:

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы хотели бы поговорить о развитии речи детей 3-го г.ж.

Речевое развитие осуществляется при активном познании ребёнком окружающего мира. Ему нужны яркие, красивые игрушки, предметы, с которыми можно действовать: катать, бросать, разбирать, собирать, складывать, слушать и т.д.

Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев». Значит, очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут самостоятельно проводить с детьми: пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застёжками, игры с мозаикой и т.д. Надо играть с ребёнком в различные развивающие игры: сенсорные (знакомство с цветом, формой, размером), речевые, театрализованные и др. При этом ребёнок должен слышать чёткую, правильную, неторопливую речь взрослого без повторения детских слов.

2. Показатели речи детей этого возраста:

После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей. Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период, запаситесь книжками и начинайте занятия. Рассматривайте с малышом рисунки и объясняйте, что на них изображено. Попросите его показывать предметы, которые вы будите называть. Учите ритмические стишки и короткие песенки. Если у малютки нет неправильного прикуса или невралгической патологии, которые могут мешать нормально объясняться, займитесь развитием речи малыша. Начните развивать слуховое внимание, речевое дыхание, голос. И проблема решится сама собой.

Наверняка вы заметили, насколько дети любят подражать. Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять его в обучении. Вы когда-нибудь играли в зоопарк? Имитация голосов животных не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3 лет.

Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи крохи.

Первое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты.

Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.

Ну и последнее – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносит «Ы».

Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, ваш малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить.

На 3-ем году жизни ребенок умеет слушать взрослого, активно обращается к нему, задаёт простые вопросы; речь приобретает форму диалога.

Может отвечать на вопросы предложениями из 2-3-х и более слов, использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных ещё невелик)

Правильно произносит звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных «Л», «Р»; может заменять «Ш» на «С», «Ж» на «З», «Ч» на «ТЬ» - это допустимо до 3 лет

Важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие речи.

Неблагоприятные факторы:

  • Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и т.д.);
  • Замена общения просмотром телевизора;
  • Отсутствие/ малое количество игрушек, книг, соответствующих возрасту ребёнка;
  • Дефекты строения артикуляционного аппарата;
  • Быстрая, нечёткая речь взрослого, «сюсюканье»; Некоторым родителям нравится неправильная речь их детей, и они сами стараются говорить с ними ломаным, «детским» языком. Иногда считают, что такой язык детям понятнее. Но это только задерживает освоение детьми правильного произношения.

Благоприятные факторы:

  • Эмоционально-положительное общение с ребёнком;
  • Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту;
  • При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду и др. специалистам;
  • Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков;
  • Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка;
  • Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов;

3. Игрушка «Пирамидка» (см. материалы Мини-музея).

4. Приемы развития мелкой моторики.

Так же учёные считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребёнка, тем быстрее развивается его речь. Речевое развитие идёт параллельно развитию тонкой мускулатуры пальцев рук. Если пальчики ребёнка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребёнок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это дети, у которых есть или будут проблемы с речью.

Полезно делать ребёнку массаж кистей и пальцев рук.

1. Поглаживание кисти руки с внешней и внутренней стороны лёгкими круговыми движениями;

2. Надавливание. Взрослый надавливает большим пальцем своей руки на основание большого пальца ребёнка, на середину ладони, основания других пальцев.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз – «Погреем ладошки»;

4. Массаж подушечек пальцев.

Кроме массажа, можно ещё использовать и другие приёмы развития мелкой моторики. Это работа с пластилином, крупой, пуговицами, счётными палочками. Все эти предметы доступны и есть в каждой семье.

- Очень полезно сочетать работу по развитию руки с развитием речи. В этом нам помогут сказки, которые можно рассказывать и показывать руками.

5. Раздаются памятки «Слово на ладошке» (развитие мелкой моторики детей 2-3 лет, речевые игры).

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С РЕЧЕВЫМИ ИГРАМИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ВЫ СМОЖЕТЕ НА НАШЕМ САЙТЕ.

СЛОВО НА ЛАДОШКЕ

«Колобок» (Расскажи сказку руками)

Жили-были дед и баба

На поляне у реки.

И любили очень-очень

На сметане колобки.

Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.

Ну а маленькая внучка

Колобок катала в ручках.

Вышел ровный,

Вышел гладкий,

Не солёный и не сладкий,

Очень круглый,

Очень вкусный.

Даже есть его нам грустно!

Указательный палец правой руки у правой щеки; затем то же левой рукой.

«Козырьком» приложить руку ко лбу, смотреть вдаль.

Гладить живот.

Пальцами рисовать в воздухе круг.

Кулаками «месить» тесто.

В ладонях «перекатывать» колобок.

Горизонтальный взмах одной рукой.

Горизонтальный взмах другой рукой.

Погрозить указательными пальцами по очереди.

Пальцами рисовать в воздухе круг.

Гладить живот.

Хлопок в ладоши.

Речевые игры.

  • «Ответь-ка» - Задавайте ребенку вопрос и первое время сами отвечайте на него (Где ручки? - Вот! Как сказала собачка? - Гав-гав! Как зовут куклу? - Ляля!). Через какое-то время спросите его об этом снова и скажите, что забыли ответ. Подождите. Если ребенок не отвечает, повторяйте все сначала.
  • «Угадай, что звучало?», «Какой инструмент играет?», - Взрослый производит звуки за ширмой или за спиной ребенка, а он угадывает, показывая или отвечая, что звучало.
  • «Зоопарк» - Имитация голосов животных.
  • «Зарядка для языка и губ» - Утром, во время умывания покорчить рожицы перед зеркалом, пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Улыбка.

- Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто.

«Дудочка и свистулька» - Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул — получился звук).

«Пузыри мыльные» - их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.

«Кто дольше» - кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный, тянуть можно и некоторые согласные звуки.

  • «Повторяй за мной» - Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог, а потом всю рифмовку:

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай. И др.

  • «Кукла спит» - Уложите куклу спать. Объясните, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее. Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).
  • «Закончи слово» - Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок. Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.
  • «Скороговорки» - Проговаривайте скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения.

Течет речка, печет печка.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Ткет ткач ткани на платки Тане. И др.

  • «Больше слов» - назвать какой- нибудь признак или свойство предмета. Например, у зайчика длинные уши, значит, он — длинноухий, у папы глаза серые, значит, он — сероглазый.
  • «Кто есть кто?» - как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, если папа — слон, то мама — слониха, а их ребенок — …
Категория: Логопедия
03.08.2021 18:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!