СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коспект урока по русскому языку 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение- описание по картине В. М. Васнецова «Три Богатыря». Цель урока: учимся воспринимать содержание картины, её композицию, детали, выражать своё отношение к изображённому на картине ; точно употреблять слова и словосочетания в тексте; развивать умение писать сочинение по картине, воспитывать любовь к своему Отечеству, гордость и уважение к её защитникам. Ход урока: 1. Организационный момент. Сообщение темы урока. 2. "Вступительное слово " учителя. Творчество художника В. М. Васнецова стало вершиной русского искусства 19 века. В Третьяковской галерее в Васнецовском зале висит картина «Богатыри». Она стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он этой картине. Изучил былины, историю Древней Руси, В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. « Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ними так, как их понимал и чувствовал.» «Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря». _ Какие произведения устного творчества начинаются подобным образом? - Назовите героев былин. ( Русские богатыри Садко, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.) Своим поэтическим языком, поэтичностью русские былины вдохновили замечательного художника В. М. Васнецова на создание прекрасной картины « Богатыри». Чтобы работа получилась интересной, важно внимательно рассмотреть репродукцию, увидеть все детали, которые художник изобразил на картине. Рассматривание репродукции: -Ваше впечатление от картины. -Какие чувства она у вас вызывает? -Кто из богатырей привлекает ваше внимание? -Кто из троих Илья Муромец? Почему так решили? -Внешний вид: доспехи, возраст, осанка, взгляд и т. д. ( Спокойное, мужественное лицо, на вороном коне, крестьянский сын, самый старший и самый крепкий, могучий, воплощение силы народной, зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда. ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ- ПРОЧИТАТЬ. На заставе был богатырь Илья, Илья Муромец, сын Иванович Из – под славного города из- под Мурома, Из того ли села Карачарова, И конь под Ильёй словно лютый зверь, Он сам на коне как ясен сокол…. -Добрыня Никитич. Описание. ( Средний богатырь на белоснежном коне, порывистый и благородный, нетерпелив и конь ему подстать, смотрит вдаль, вот- вот сорвётся с места. Одет Добрыня побогаче, видно он из знатного рода. ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ. ПРОЧИТАТЬ.) И был на заставе Добрыня Никитич – млад, Что Добрынюшка Никитич – млад Сын богатого гостя рязанского И жены его Амелфы Тимофеевны Что можно рассказать об Алёше Поповиче? ( Молод, красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнью, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он смышлён, с усмешкою смотрит в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.) И был там Алёша Попович- млад, Он Добрыне Никитичу крестовый брат, Что из присна города, из Ростова, Сын богатого попа ростовского. - Как изображены богатыри? ( Крупным планом, все вместе, плечом к плечу, в полной боевой готовности, едины в своих помыслах.) - Что почувствовали в их взглядах и позах? ( Большая сила, готовность в любую минуту сразиться с врагом. Картина выражает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.) - Они как бы возвышаются над землёй. Почему? ( Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайни. Степь так широка, что конца и края ей нет.) _ Что же хотел показать художник, изображая этих богатырей, разных, непохожих друг на друга? ( Защитнику Отечества нужны не только сила, отвага, храбрость, но и хитрость, умение обмануть врага.) - Как автор относится к своим героям? Из чего это видно? ( Гордится ими, любуется силой, красотой. Изобразил их с любовью, восхищением.) - Как объясните смысл названия картины «Богатыри? ( Это защита русской земли от врагов, её сила, опора.) - Какие краски использовал художник показать степь, холмы? ( Фиолетовые, синие, тёмнозелёные, тёмнокоричневые. Чувство тревоги, беспокойство, настороженности: не затаился ли где -то поблизости враг) ВЫВОД: яркими и нарядными представлены богатыри, темно и страшно за ними. Контраст усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться, не проскользнуть. 3. Замысел художника. Стихотворение Никитина: Широка ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулась! У тебя ли нет Богатырских сил, Старины святой, Громких подвигов! - Какие слова Никитина можно отнести к картине? ( У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершали её богатыри. Они приносили ей славу во все времена. Васнецов своей картиной утверждает, что богатыри земли русской всегда готовы « Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову.» (На картине- былинные герои, но мы воспринимаем их, как живых людей, все эти герои былины имели в жизни свои прототипы. - Какие чаяния, думы хотел выразить художник в картине? ( Прославляет защитников, хочет, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. - Такую картину мог создать какой человек? ( Который любил свой народ, свою историю. Картина заставляет волноваться. Переживать самое хорошее чувство- гордости за Родину.) « Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни бывают богатыри, но, увидев вашу картину, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли.» ( Л. Толстой.) 4. Составление плана. 1.Вступление: ( об авторе, название картины, что видим на картине.) 2. Основная часть: А) Описание богатырей, выражение лица, одежда, позы. Б) Природа на картине. В ) Мысли и чувства, которые вызывает картина. Г ) Что хотел сказать художник своей картиной. 3. Заключение. Отношение художника к своим героям. 5. Лексико- орфографическая подготовка: А) Значение слов: палица, кольчуга, щит, копьё, сбруя, шлем, колчан. Б ) Опорные слова: Среди бескрайних просторов, богатырская фигура, тяжёлую палицу,на вороном коне, щит горит и переливается драгоценными камнями, нарядная сбруя,сражается находчивостью и смекалкой. 6.Письмо сочинения. Работа ученика. №1 Одна из самых известных картин В. М. Васнецова – « Богатыри».Два десятилетия посвятил он ей. Она стала любимым полотном чудожника. На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович. В центре на чёрном коне сидит Илья Муромец. Сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике.С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, а в левой руке _ щит и громадное копьё. Он одет в железную кольчугу, на голове _ шлем. Богатырь зорко всматривается вдаль из – под поднесённой ко лбу руки: нет ли где врагов- кочевников. Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Одет он богато и нарядно.Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи. Правая рука богатыря уже вынимает меч из ножен, и конь его вот- вот понесёт в бой. Справа от Ильи Муромца –Алёша Попович, самый младший богатырь. Он не так силён, как два других героя. Но уверенно снимает лук богатырская рука, и стрела у него всегда наготове. За спинами богатырей – Русская земля. Степь, поросшая желтеющей травой, дремучие леса, низкое небо- это величавый образ Руси. Герои полны решимости не пропустить врага. Глядя на картину, мы чувствуем сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением. Картина «Богатыри» - это памятник воинской славы русского народа. Смотришь на неё и веришь, что нет такой силы, которая могла бы одолеть удаль русскую, силушку богатырскую. Использовала литературу: Л. Л. Стахова. Сочинение по картине для младших школьников. Издательство Дом «Литера».
03.11.2015 13:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!