СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Республика Казахстан

Алматинская область

Панфиловский район

Село Коктал

Коктальская средняя школа

Учитель русского языка и литературы

Давлетова Гульнара Курбановна

7 Г класс

Тема: Русский язык как развивающееся явление

Цели: 1. Дать общее представление о языке как системе знаков, которая является одной из знаковых систем и служит для хранения и передачи информации.

2. Познакомить с основными функциями русского языка в Казахстане

3. Приобщить учащихся к пониманию языковой ситуации в многонациональном государстве.

Тип урока: изучение нового материала

Материал к уроку: толковый словарь

Работа со словами: символ, символика, символизировать

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала

Эпиграф:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».

И.Тургенев

Дорогие семиклассники! «Счастье дается тому, кто много трудится», - говорил великий итальянский художник Леонардо да Винчи. Изучая предмет «Русский язык», вы ответите на мно­гие вопросы в результате упорного труда.

Язык — совершенное средство общения между людьми.

Благодаря языку можно обмениваться информацией в разных сферах жизни: политике, науке, искусстве, спорте.

Язык - явление общественное, он создается на протяжении длительного исторического периода.

Язык возник в глубокой древности в процессе совместной тру­довой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом, знаниями. В языке откладывается опыт всех сфер деятельно­сти народа, сохраняется и передается из поколения в поколение. Язык обеспечивает связь времен. Как без языка не могло суще­ствовать общества, так и язык не существует вне его.

В том, что между человеческим обществом и языком суще­ствует связь, были убеждены еще древние ученые. «Из всех жи­вых существ только человек одарен речью», — писал Аристотель.

3. Формирование новых понятий и способов действия

Упр 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препина­ния. Сформулируйте тему, основную мысль текста.

Люди общ.ются друг с другом с ПОМОЩ.Ю1 языка. Через речь пр.исходит2 обмен мыслями чувствами жиз-не.ым2 опытом.

Нет н.чего такого, о чем нельзя было бы рассказать. Поэтому язык — самое совершенное средство общения меж­ду людьми.

Человек учит.ся языку от тех, кто его окружа.т. Об­щество (семья, знакомые, школа) учит ребенка языку. Если ребенок выр.стает не среди людей, а, например, среди жи­вотных3 (такие случаи известны), то он не научится говорить.

Язык средство общения не только между живущими в одно время людьми но и между различными поколения­ми. Благодаря языку извес.ны мысли чувства образ жиз­ни людей, живущих еще до нашей эры.

Язык величайшее достояние ч.ловеческого общества4.

Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение в язы­ке, прежде всего в его словарном составе, так как именно он наибо­лее быстро реагирует на изменения в общественной жизни. Какие-то слова уходят из языка, появляются новые, некоторые приобре­тают новые значения.

2. Прочитайте текст. Определите основную мысль текста. Выпишите в две колонки неологизмы и устаревшие слова. Найдите объяснение лек­сических значений незнакомых слов в Толковом словаре.

Изменения в лексической системе русского языка в конце XX века

В последние годы в русском языке произошел настоящий лекси­ческий взрыв. Открытость современного общества для международ­ных контактов, образ жизни обусловили вхождение в русский язык заимствованной лексики: рейтинг, саммит, эксклюзивный и др.

Также стремительно расширяется сочетаемость многих слов, что приводит к быстрому появлению у них новых значений. Так, на­пример, глагол раскрутить чаще употребляется в новых, перенос­ных значениях - «привести в активное состояние, заставить дей­ствовать, развиваться; широко рекламировать».

В последние годы происходят и два важнейших процесса. С одной стороны, наблюдается быстрый уход в пассив большого ко­личества слов, связанных с советскими временами (октябренок, по-литинформация, общепит и др.). С другой стороны, возвращаются некоторые слова, прежде считавшиеся устаревшими (губернатор, дума, светский и др.) (По С.Ибатуллиной)

Следует знать!

Язык постоянно изменяется, совершенствуется: меняется, обогащается словарный состав языка, изменяются морфоло­гические нормы, появляются новые синтаксические конструк­ции, закрепляются новые нормы произношения слов.

3. Как вы считаете, изменяется ли язык с точки зрения морфологии,синтаксиса, грамматики? Прочитайте, озаглавьте текст; разделите наабзацы в соответствии с планом рассуждения: тезис, доказательства,вывод.

По письменным памятникам мы можем проследить развитие нашего языка за тысячу лет. За это время про­изошло множество изменений: из семи типов склонения образовалось три, вместо трех чисел (единственное, двой­ственное и множественное) нам известны теперь только два. Совпали друг с другом или вытеснили друг друга раз­ные падежные окончания, во множественном числе поч­ти перестали различаться существительные мужского, среднего и женского рода. И так далее до бесконечности. Сотни и сотни замен, подстановок, иногда не отмеченных в памятниках изменений. В речи одного человека и в ре­чи многих людей, случайных и намеренных, длительных и моментальных, забавных и поучительных. Это неуем­ное море шумит где-то за нашей спиной, оно ушло с на­шими предками. Это море — их речь. Но взамен всего то­го, что состоялось и укрепилось, мы получили новую си­стему языка, систему, в которой постепенно откладыва­лось современное нам мышление. Язык каждый раз по­ворачивается своими гранями таким образом, как требу­ется именно этой эпохе.

4. Прочитайте, определите основную мысль текста. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания, подберите про­верочные слова к словам с пропущенными буквами.

Язык1 это не что-то засты.шее и неизменное. Он нахо­дится3 в вечном дв.жени.

Русский языковед И.А.Бодуэн де Куртенэ в одной из своих статей уд.вляется тому что, несмотря на такое ко­личество самых разнообразных обстоятельств, обусловли­вающих изм.нения1 в языке, язык изменяется все-таки не очень сильно и сохраняет свое единство. Но ничего осо­бенно удивительного в этом нет. Ведь язык это важнейшее средство взаимопонимания людей.4 И если бы язык не со­хранял свое единство, то он не мог бы выполнять эту функ­цию. (А.Леонтъев)

.

Д/З . Вспомните пословицы о языке. Объясните смысл одной из них; составьте текст-рассуждение, взяв пословицу в качестве тезиса.

Категория: Русский язык
09.04.2015 09:55


Рекомендуем курсы ПК и ПП