СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критическое мышление учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовила: учитель начальных классов

Лукашова Ольга Александровна

Собраться вместе - это начало,

оставаться вместе - это прогресс,

работать вместе - это успех.

Генри Форд

(Ге́нри Форд — американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США).

- Что такое критическое мышление? Предлагаю конкретизировать ключевые слова.

Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить - значит производить операции с использованием формальной логики.

Кри́тика - «искусство разбирать, суждение»

Критическое мышление система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам

Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются.

Критически мыслящим человеком невозможно манипулировать.

  • Критическое мышление есть мышление социальное (использование парной и групповой работы, дебаты, дискуссии). Выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена

Цели учеников:

  • мыслить критически;
  • брать на себя ответственность за собственное обучение;
  • работать сообща.

Цели учителей:

  • мыслить критически;
  • устанавливать в классе отношения, подразумевающие и поощряющие открытое и ответственное взаимообогащение;
  • строить обучение на основе методов критического мышления;
  • активно использовать методики, стимулирующие критическое мышление учащихся и их самостоятельность;
  • стать размышляющими практиками;
  • делиться опытом с коллегами.

Процесс усвоения школьником информации должен пройти три этапа: вызов – осмысление – размышление.

Приёмы развития критического мышления

«Мозговой штурм»

Цель использования: 1) выяснение того, что знают дети по теме; 2) набрасывание идей, предположений по теме; 3) активизация имеющихся знаний.

Предлагаю рассмотреть некоторые, из огромного кол-ва примеров, идеи для развития у учащихся на уроках критического мышления :

«ИНСЕРТ»

Чтение текста с пометками: + я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило ? хотел бы узнать подробнее. Составление таблицы, выписываются основные положения из текста.

«Ролевая игра»

Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли

«Толстый и тонкий вопросы»

? – фактический ответ ? – обстоятельный ответ, развернутый. Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.

«Прогнозирование с помощью открытых вопросов»

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.

«Перепутанные логические цепи»

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.

«Зигзаг»

1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп. 2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы. 3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.

«Двухчастный дневник»

Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике

«ЗХУ»

Заполнение таблицы(три колонки):

Знаю

Хочу узнать

Узнал

На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/

«Взаимоопрос»

Чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу. Вопросы записываются. Лучшие вопросы задаются классу.

«Карусель»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Стратегия «Галерея»

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

«Кубик»

Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.

«Перекрестная дискуссия»

По прочитанному тексту дается бинарный (двоичный) вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.

«Последнее слово за мной»

На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается.

Закончить своё выступление хочу словами об успехе.

Для настоящего успеха задайте себе следующие четыре вопроса:

Зачем? Почему нет? Почему не я? Почему не сейчас? Джеймс Аллен.

(Британский писатель, известный своими мотивирующими книгами и поэзией. Книги Аллена иллюстрируют использование силы мысли для изменения человеческих возможностей. При своей жизни он не достиг ни славы ни богатства, однако и сейчас его работы продолжают оказывать влияние на людей всего мира).

Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.

Применение технологии «Критическое мышление» на уроках: – способствует активизации мышления, повышает мотивацию; – способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности; – учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение; – способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки; – заставляет учеников задумываться.

Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.

26.06.2020 23:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП