СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Что касается обучения учащихся младшего школьного возраста, их ведущей деятельностью является деятельность учебная. В процессе этой деятельности у детей формируются основные психические процессы и свойства личности, появляются главные новообразования возраста - способность к осознанным и целенаправленным действиям и к самоконтролю.
Исследования психологов показывают, что в младших школьных классах главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причем мышление младшего школьника находится на переломном этапе развития: в это время у ребенка совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому особое значение при обучении учащихся начальной школы приобретают развитие у них способности мыслить логически, оперируя понятиями, и способности мыслить критически.
Современная жизнь требует от школы, от учителя новых взглядов на методы и приемы преподавания предметов в начальной школе.
Актуальность методики «Развитие критического мышления через чтение и письмо при обучении младших школьников» я вижу в том, что работа в данном направлении позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся.
Методика развития у детей способности к критическому мышлению тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения, в которое включаются проявление детской любознательности, выработка ребенком собственной точки зрения на тот или иной объект, способность отстоять свое мнение с помощью логики. Во время урока ученики становятся исследователями, занимаются проектной деятельностью.
Технология развития, критического мышления через чтение и письмо нацелена непосредственно на формирование и закрепление, у детей навыков чтения и письма. Исходя из своего опыта, могу сказать, что письмо - очень сложный вид работы, самая трудная часть, учебного процесса, хотя в то же время и наиболее эффективное средство формирования и развития у обучаемых способности к критическому мышлению. Мои наблюдения свидетельствуют, что именно на уроках чтения и письма, как и на уроках по изучению окружающего мира, ученики в большей части случаев работают с текстами, и технология, о которой идет речь, имеет в своем арсенале оригинальные приемы и методики работы с текстами, позволяющие развивать мышление младших школьников.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо предполагает обновление роли педагога и ученика. Ученики на уроках уже не пассивны, а главные действующие лица. Благодаря критическому мышлению учение ребенка превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают интеллектуальную работу и приходят к решению тех или иных проблем.
Формируя у детей критическое мышление учитель старается не вести их «за ручку» к ответу, не давать им готовые ответы на возникающие вопросы, а постепенно учит детей видеть проблемы, ставить вопросы и находить способы получать на них ответы. Лучше, если ученик будет знать не сто, а пятьдесят теорем, но сумеет в случае необходимости самостоятельно доказать еще пятьдесят.
Обучение, по словам Л.C. Выготского, должно ориентироваться не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегать вперед, предъявляя к мышлению школьника требования, несколько превышающие его наличные возможности.
Что же принципиально нового вносит в процесс обучения школьника технология критического мышления?
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда урок строится на принципах критического мышления, каждый ученик формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и решать даже самые сложные вопросы самостоятельно.
Во- Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Привлечение внимания к проблемам стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Только «сражаясь» с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также осознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказанть, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
И, В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.
Формирование у учащихся критического мышления требует от учителя особой организации учебной деятельности - организации индивидуальной работы учеников, работы в парах и в группах, организации дебатов и дискуссий, а также публикации письменных работ учащихся.
В процессе применения технологии развития критического мышления у учащихся формируются общеучебные умения, а именно:
Кроме того, создаются условия для вариативности и дифференциации обучения, происходит формирование мыслительных навыков учащихся - навыков, необходимых не только в учебе, но и в жизни.
Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных методик и приемов, направленных, на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, затем создать ему условия для осмысления материала и далее помочь ему обобщить приобретенные знания.
Некоторые из методических приемов для развития критического мышления я использую на своих уроках. Каждый прием и каждая стратегия имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.
В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» каждый тип урока имеет свое название и несет определенную смысловую нагрузку, и поскольку данная технология относится к типу «рамочных», каждый урок следует вписывать в рамки базовой модели, состоящей из трех этапов.
Структура технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
В технологии выделяют три основных этапа:
I. Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
II. Осмысление содержания (получение новой информации).
III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
© 2017, Мамышева Райхон Кулметовна 628