СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современные реалии меняются очень быстро, а вслед за ними и жизнь современного человека. Наш язык меняется вместе с жизнью и, к сожалению, не всегда в лучшую сторону.
Недавно прочитала, что современные дети – это поколение «экранных детей», с чем трудно не согласиться. Дети, воспитанные телевизором, интернетом и новомодными гаджетами сокращают слова до слогов. Произносят пок – когда прощаются, спок – желая спокойной ночи, ок – когда у них всё в порядке, а иногда вообще переходят на общение с помощью картинок.
Как учитель начальных классов я понимаю, что успех всего дальнейшего обучения зависит от того, как учащиеся овладевают речью. Грамотная, образная и логичная речь - ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.
В педагогике существует множество приемов по развитию речи. Моей находкой стало использование кругов Эйлера. Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов, изобретены Леонардом Эйлером ещё 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Я бы хотела рассказать об эффективности этого метода на уроках литературного чтения.
Этот прием способствует развитию умения сравнивать объекты, а сравнение на уроке чтения предполагает построение детьми собственных связных высказываний.
В первом классе работа проводилась с применением одного круга. Дети распределяли понятия или слова по заданной теме внутри круга, а не имеющие отношения к теме вне круга. Например, работая на внеклассном чтении с произведением В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», дети должны были нарисовать карту путешествия муравья, но сначала мы коллективно вспомнили, кто помогал ему, а кого в произведении не было. Дети рассказывали, кто помогал, как помогал и в каком порядке. Речь детей была эмоциональна и логична.
Во втором классе я ввела в схему два круга для сравнения двух произведений. Схемы заполнялись детьми по вопросам учителя: «Могли бы мальчик из стихотворения Валентина Берестова подружиться с девочкой из стихотворения Аллы Ахундовой? Почему вы так думаете?(подружиться могут те люди, у которых есть что-то общее) Что объединяет детей в этих стихотворениях? Расскажите, что увидел мальчик в лужах, а девочка в окно?»
Работая с произведением Л.Н. Толстого «Акула» мы анализировали действия главных героев, их психологическое состояние и характер, учились понимать правильность их поступков. Дети высказывали оценочные суждения, рассуждали, доказывали свою позицию, определили то состояние, которое испытывали все герои. В результате работы речь учеников обогатилась образными словами и выражениями.
Весь материал можно посмртреть по ссылке:
ФРАГМЕНТ УРОКА №1:
ФРАГМЕНТ УРОКА №2:
Материалы, которые коллеги могут использовать на уроках
© 2020, Слиткова Галина Анатольевна 893