СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круги Эйлера как эффективное средство формирования речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные реалии меняются очень быстро, а вслед за ними и жизнь современного человека. Наш язык меняется вместе с жизнью и, к сожалению, не всегда в лучшую сторону.

Недавно прочитала, что современные дети – это поколение «экранных детей», с чем трудно не согласиться. Дети, воспитанные телевизором, интернетом и новомодными гаджетами сокращают слова до слогов. Произносят пок – когда прощаются, спок – желая спокойной ночи, ок – когда у них всё в порядке, а иногда вообще переходят на общение с помощью картинок.

Как учитель начальных классов я понимаю, что успех всего дальнейшего обучения зависит от того, как учащиеся овладевают речью. Грамотная, образная и логичная речь - ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.

В педагогике существует множество приемов по развитию речи. Моей находкой стало использование кругов Эйлера. Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов, изобретены Леонардом Эйлером ещё 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Я бы хотела рассказать об эффективности этого метода на уроках литературного чтения.

Этот прием способствует развитию умения сравнивать объекты, а сравнение на уроке чтения предполагает построение детьми собственных связных высказываний.

В первом классе работа проводилась с применением одного круга. Дети распределяли понятия или слова по заданной теме внутри круга, а не имеющие отношения к теме вне круга. Например, работая на внеклассном чтении с произведением В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», дети должны были нарисовать карту путешествия муравья, но сначала мы коллективно вспомнили, кто помогал ему, а кого в произведении не было. Дети рассказывали, кто помогал, как помогал и в каком порядке. Речь детей была эмоциональна и логична.

Во втором классе я ввела в схему два круга для сравнения двух произведений. Схемы заполнялись детьми по вопросам учителя: «Могли бы мальчик из стихотворения Валентина Берестова подружиться с девочкой из стихотворения Аллы Ахундовой? Почему вы так думаете?(подружиться могут те люди, у которых есть что-то общее) Что объединяет детей в этих стихотворениях? Расскажите, что увидел мальчик в лужах, а девочка в окно?»

Работая с произведением Л.Н. Толстого «Акула» мы анализировали действия главных героев, их психологическое состояние и характер, учились понимать правильность их поступков. Дети высказывали оценочные суждения, рассуждали, доказывали свою позицию, определили то состояние, которое испытывали все герои. В результате работы речь учеников обогатилась образными словами и выражениями.

Весь материал можно посмртреть по ссылке: https://yadi.sk/d/RRpfciplpYb3MQ

ФРАГМЕНТ УРОКА №1: https://nsportal.ru/video/2020/06/krugi-eylera-kak-effektivnoe-sredstvo-formirovaniya-rechi-fragment-uroka

ФРАГМЕНТ УРОКА №2: https://nsportal.ru/video/2020/08/krugi-eylera-kak-effektivnoe-sredstvo-formirovaniya-rechi-fragment-uroka-no2

Материалы, которые коллеги могут использовать на уроках

01.08.2020 08:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!