СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: выявление позиций студентов по заявленной теме, сравнение различных точек зрения и выбор социально приемлемых решений для моделирования адекватного реагирования и поведения.
Участники: студенты колледжа, кураторы групп, педагог-психолог
Вступительное слово модератора( в роли модератора выступает педагог-психолог):
- Уважаемые студенты и преподаватели! Мы собрались сегодня, чтобы провести круглый стол под названием «Скажем нет агрессии и конфликтам!». Мы обсудим актуальные темы и вопросы, связанные со взаимодействием людей. Почему именно эти вопросы актуальны?
Думаю, вы замечаете, что уровень агрессии и конфликтности в отношениях между людьми в последние годы значительно возрос.
Все вы ежедневно можете наблюдать различные акты агрессии со стороны и периодически бываете сами агрессивны. Давайте попробуем дать определение понятию агрессия (ответы студентов).
Агрессия – это поведение, которое направлено на причинение вреда другому человеку или себе. Агрессия может быть физической(привести примеры) или психологической (привести примеры).
Обратить внимание участников круглого стола, что агрессия может быть направлена не только на окружающих людей, но и на себя (аутоагрессия)
Модератор:
- Скажите, а откуда берется агрессия? (ответы студентов).
-С точки зрения эволюционной теории, агрессивность помогала людям выживать в древности. Охота, соперничество за ресурсы и защита своегоплемени требовали проявления агрессии. Со временем такое поведение закрепилось в человеческой природе.
- Ключевую роль в развитии агрессивности играют половые гормоны, прежде всего тестостерон. У мужчин его уровень значительно выше, что объясняет бóльшую склонность к агрессии и насилию.
- На агрессивность влияют не только биологические, но и психологические особенности личности:
1)Травмирующий опыт в детстве или юношестве, особенно сексуальное, физическое или психологическое насилие;
2)Нарушения в эмоциональной сфере: низкая способность к сопереживанию, отсутствие чувства вины.
3)Искажения в восприятии мира и социальных норм.
Модератор:
- Назовите известные вам способы выражения агрессии (ответы студентов).
Модератор:
- А известно ли вам, что ирония – это тоже агрессия? (ответы студентов).
Ирония – это тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой.
- Задание: дайте пояснение следующим ироничным конструкциям:
- И еще задание: продолжите предложения, придав им ироничный подтекст:
Она самая красивая девушка в группе…;
Вы мне как бы сказали правду, и я…;
Не доводите меня…;
Врачи сделали все возможное, но пациент…;
-Иванова меня прямо бесит!
-А меня бесит…
Модератор:
- Скажите, с какой эмоцией связана агрессия?(ответы студентов).
Модератор:
- Верно, со злостью. Все люди без исключения периодически испытывают эту эмоцию.Скажите, злость помогает нам в общении с другими людьми или мешает? (Ответы студентов)
-Стереотипное восприятие злости таково: это негативная эмоция. И часто родители, воспитывая детей, пытаются приучить их не злиться или не делать этого открыто, верно?
Но, как ни странно, иногда именно злость помогает достигать поставленных целей. Она дает энергию для преодоления преград и возможности, чтобы получить желаемое. Регулярное проявление злости помогает избежать нервного срыва.
- Подумайте, как можно избавиться от злости? (Ответы студентов)
- Можно скомкать или порвать бумагу. Можно побить подушку. Можно прокричать свою злость в волшебный стаканчик. А мы выполним одно упражнение.Предлагаю вам технику «Паутина злости».
«Паутина злости»:
Все вместе мы сейчас составим с помощью клубка одну большую паутину, связывающую нас между собой. Нужно сказать, из-за чего вы злитесь и передать клубок другому студенту. Следующий студент тоже говорит, из-за чего он злится и передает клубок третьему участнику, и так далее, пока все не выскажутся. Начну я: «Я злюсь, когда кто-то сомневается в моем профессионализме …» (передаю клубок студенту)
-А теперь, замотаем нашу злость в клубок, и она исчезнет(Клубок сматывается, начиная с последнего студента и заканчивая педагогом-психологом).
Модератор:
- Агрессия часто приводит к межличностным конфликтам. Давайте попробуем определить понятие конфликт (ответы студентов).
В обыденном понимании это скандал, ссора. С научной точки зрения конфликт – это столкновение мнений, сторон, сил. То, что неизбежновозникает при любых контактах. И столкновениене обязательно принимает характер скандала. Более того, конфликт почти во всех случаях преодолим, но суть его состоит в том, что он всегда связан с необходимостью решения какой-то проблемы.Приведите типы отношений, в ходе которых часто возникают конфликты (Ответы студентов).
Модератор:
-Конфликты пронизывают и личные, и производственные отношения.
Они возникают по разным причинам. Можно ли утверждать, что сегодня отношения между людьми носят более конфликтный характер, чем 20 лет назад? (Ответы студентов)
- Как вы думаете, почему это происходит?(Ответы студентов)
С одной стороны, нестабильность жизни порождает в людях повышенную тревожность и агрессию. С другой, информатизация и компьютеризация общества приводят к тому, что люди начинают утрачивать навыки реального общения.
Мы разучились слушать и слышать друг друга, не видим в других людях личности, которые достойны уважения. Очень любим себя («Я – звезда, достойная всего самого лучшего») и не желаем считаться с чужим мнением («Кто вы такой, чтобы я под вас подстраивался?»). Но если никто не хочет приспосабливаться и уступать, то к чему в таком случае это приводит? (Ответы студентов).
Давайте с вами проследим за тем, как развивается конфликт.
1этап. Спорная ситуация.
Если ни одна из сторон, участвующих в спорной ситуации не считает ее конфликтной, то ситуация разрешается бесконфликтно.
В том случае, если хотя бы одна из сторон считает ситуацию конфликтной, то наступает
2 этап. Конфликтная ситуация.
Здесь уже участники ситуации проявляют конфликтное поведение (негативные оценки в адрес друг друга, взаимные оскорбления)
3 этап. Конфликт.
Происходит некий инцидент, который активизирует конфликтующие стороны.
4этап.Продолжение или разрешение конфликта.
А теперь попытаемся дать характеристику различных типов исхода конфликта:
Модератор:
- Как ни странно, конфликты имеют как отрицательную, так и положительную сторону. Для выявления их вы проделаете:
Упражнение «Дерево конфликтов»
Студенты делятся на две микрогруппы, каждая получает по половине дерева на листе ватмана. У первой группы листочки красного цвета, и студенты привести должны аргументы в пользу того, что конфликты между людьми не нужны. Другая отстаивает позицию, что конфликты в межличностном общении необходимы. У студентов этой группы листочки зеленого цвета. В течение 5 минут каждая группа записывает свои аргументы на листочках, затем зачитывает их вслух и вешает на дерево. Затем дерево соединяется.
Модератор:
- Давайте подведем итоги нашего круглого стола. Скажите, что нового вы сегодня узнали об агрессии и конфликтах?(Ответы студентов)
- Мы выяснили, что агрессивное поведение и конфликты могут носить не только деструктивный (разрушительный) характер, но и быть констуктивными (созидающими).
- Можно ли утверждать, что и агрессия, и конфликты всегда были и всегда будут в отношениях между людьми?(Ответы студентов)
Модератор:
- Верно. Потому что всегда будут разногласия, недопонимание и разница в восприятии одних и тех же явлений и событий. Скажите, нужно ли избегать отношения с окружающими, чтобы они не ухудшали качество жизни?(Ответы студентов)
И еще.
Время обучения в колледже — это не рай и не ад для вас, это такой же этап в вашей жизни, как детский сад, школа, производство; и от умения взрослых людей продуктивновыстраивать отношения зависит во многом качество жизни. Благодарю всех за участие.
© 2024, Хващевская Елена Евгеньевна 43