СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсы внеурочной деятельности. Подбираем необходимые формы и содержание деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Курсы внеурочной деятельности (П.В. Степанов)

Подбираем необходимые формы и содержание деятельности

Та или иная внеурочная деятельность сама по себе не является личностно развивающей. Она становится ею лишь тогда, когда наполняется соответствующим личностно развивающим, воспитывающим содержанием. Однако следует признать, что содержание внеурочной деятельности в наших школах далеко не всегда бывает воспитывающим. Познавательным - да; развлекательным - да; увы, иногда бывает показушным или даже откровенно пошлым. Оглянемся вокруг, и мы увидим много тому подтверждений: беседы на «спущенные сверху» темы - не интересные ни детям, ни самому педагогу; детские праздники, проводимые в. боулинге; игры, копирующие не лучшие образцы телевизионных шоу; детские концерты, на которых исполняются «творения» отечественной «попсы» или шансона.

Только тогда, когда формы организации внеурочной деятельности школьников будут наполнены личностно развивающим содержанием, их можно использовать для достижения цели воспитания.

Разные формы обладают разным потенциалом в достижении планируемых педагогом целей воспитания. Цель усвоения школьниками знаний основных социальных норм может быть достигнута относительно простыми формами, цель развития позитивных отношений школьников к базовым общественным ценностям - более сложными, а вот цель приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел - самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Мы постарались наглядно представить это в таблице, которая вобрала себя лишь очень малую часть возможных форм внеурочной деятельности.

Таблица 1. Воспитательный потенциал форм внеурочной деятельности6

Создают благоприятные условия для усвоения школьниками знаний основных социальных норм

Создают благоприятные условия для развития позитивных отношений школьников к базовым общественным ценностям

Создают благоприятные условия для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел

Лекции и рассказы Развлекательные игры

Викторины, конкурсы, соревнования

Праздники

Театрализации

Культпоходы в кино, театр, концертный зал, на выставку

Познавательные и

развлекательные

экскурсии

Беседы

Дискуссии

Дебаты

Ролевые и деловые игры

Слеты, сборы

Исследовательские

проекты

Школьные киноклубы, школьные

самодеятельные театры

КТД

Социальные проекты

Социально моделирующие игры

Поисковые,

природоохранные,

фольклорные

экспедиции

Социально ориентированные трудовые, экологические, гражданско­патриотические, волонтерские и т.п. акции

6 Разработана совместно с Д.В. Григорьевым.

Не следует воспринимать показанную в таблице взаимосвязь целей и форм как некую непреложную, закономерную зависимость одних от других. Это не так. Данная связь носит характер, скорее, не закономерности, а тенденции.

Во-первых, потому что само различение форм деятельности на практике бывает проблематичным. Случается, что одна форма может плавно перетекать в другую. Так, например, эмоциональный рассказ педагога может легко перерасти в его беседу с детьми, а беседа, вскрывшая различные точки зрения ее участников на обсуждаемую проблему, вдруг превращается в серьезную дискуссию. Кроме того, есть множество комплексных форм внеурочной деятельности, включающих в себя ряд других, более частных форм. К таким комплексным формам можно отнести, например, коммунарские сборы, экспедиции, фестивали.

Во-вторых, потому, что в воспитании чрезвычайно значим так называемый человеческий фактор, и от него часто зависит эффективность реализации воспитательного потенциала той или иной формы внеурочной деятельности. Рассматривая приведенную выше таблицу, необходимо помнить, что потенциал - это еще не реализованная возможность, и этот потенциал еще нужно суметь реализовать.

В-третьих, потому что та или иная форма организации деятельности сама по себе не является личностно развивающей, воспитывающей. Она ею становится лишь тогда, когда наполняется соответствующим личностно развивающим, воспитывающим содержанием. И это содержание вовсе не задается самой формой, оно привносится в нее педагогом.

Личностно развивающее, воспитывающее содержание внеурочной деятельности - это содержание, побуждающее ребенка усвоить те или иные социально значимые знания, выработать в себе то или иное социально значимое отношение, приобрести тот или иной опыт социально значимых дел. Таковым оно является не само по себе. Таковым его делает педагог!

Подбор такого содержания, выбор наиболее подходящих для него форм взаимодействия с детьми - это важный шаг в реализации воспитательного потенциала внеурочной деятельности. Однако это еще не все. Участие детей во внеурочной деятельности, каким бы хорошим содержанием она не была наполнена, еще не способно привести педагога к поставленным целям воспитания. Многим, наверное, известны факты увлеченного участия детей в работе школьных кружков, клубов, секций, студий, но при этом без видимых результатов для их нравственного, общекультурного или социального развития. Почему это происходит? Почему участие разных детей в одной и той же деятельности оказывает на них совершенно разное влияние? Почему дело, проведенное педагогом в одном классе, будет воспитывающим, а точно такое же, но проведенное в другом классе, - может оказаться совершенно пустым? Ответы на эти вопросы лежат в анализе еще одного важного условия воспитания. О нем и поговорим.

07.08.2021 07:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!