СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Если хочешь быть богатым,

нужно быть финансово грамотным".

Роберт Кийосаки.

В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.

Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому вопрос по формированию финансовой грамотности у младших школьников сегодня особо актуален.

Что же такое финансовая грамотность? Словарь банковских терминов трактуем нам, что финансовая грамотность – это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь. Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Сегодня я хотела поделиться с вами опытом работы по формированию финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста.

Рассмотрим содержание тем по финансовой грамотности в курсе математики в начальной школе (ориентируясь на УМК «Школа России»)

• В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.

• Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он может тратить.

• В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т.д.

• В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности. УМК «Школа России» предусматривает изучение таких тем, как

• «Моя семья» (Что нужно семье)

• «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль)

• «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники)

• «Опасные места» (Когда рискуешь деньгами)

• «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки),

• «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения)

• «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара)

• «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах)

• «Человек и информация» (Где можно делать покупки)

• «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.

На уроках русского языка и литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения.

Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (Например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь», «Похождения рубля» и др.). После чтения можно предложить работу с таблицей, которая позволит наглядно убедиться в возможности экономной траты средств и ресурсов. Так же работаем с пословицами и поговорками, решаем ребусы, анаграммы, отгадываем загадки.

Курсу «Технология» принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности.

Основные содержательные линии курса:

«Деньги, их история, виды, функции», «Пути экономии» (в каждом разделе рабочей программы), «Семейный бюджет», «Экономические отношения семьи и государства», «Потребности», «Товар-услуга», «Собственный бизнес».

Учебные материалы и задания необходимо подбирать в соответствии с возрастными особенностями детей и включать задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты.

Одной из наиболее удобных форм является внеурочная деятельность. На занятиях по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», которая проводится в нашей школе, дети знакомятся с основными экономическими терминами. Они знают, что такое: «монеты», «гурт», «аверс», «реверс», «номинал», «банкнота», «купюра», «доходы семьи», «вклад», «кредит» и др. Мы с детьми обсуждаем такие вопросы: какие деньги были раньше, какие сейчас; защита денег от подделок; современные деньги России и других стран; откуда в семье деньги; на что тратятся деньги; как с умом управлять своими деньгами; как делать сбережения. Не обходит стороной и вопрос о фальшивых деньгах и мошенниках.

Для формирования финансовой грамотности у школьников 3 класса в своей работе использую такие методы и формы, как:

  • викторины
  • командные игры - путешествия
  • ролевые игры
  • виртуальные экскурсии
  • видеоролики
  • конкурсы
  • интернет - ресурсы https://финзнайка.рф, учи.ру и др.

Так на сайте «Мои финансы РФ», во вкладке «Меню» можно скачать бесплатно учебные тетради «Финансовой грамотности» для 2-4 классов в 2-х частях, а также методические рекомендации для учителя, учебную программу и материалы для родителей.

На сайте Учи.ру дети проходят олимпиады по финансовой грамотности.

Важно помочь школьникам получить комплекс знаний и умений, которые помогут в дальнейшем решать финансовые вопросы, а именно:

- понимать природу и функции денег;

- уметь ценить деньги;

- уметь считать деньги;

- уметь экономить;

- уметь тратить деньги и жить по средствам;

- уметь возвращать долги;

- уметь делиться;

- уметь приумножать деньги.

Вывод. Деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности младших школьников, может быть проведена в разных формах.

Получив основы финансовых знаний в начальной школе, детям будет легче и доступнее осваивать новые вершины экономики в средней, а затем и в старшей школе, что имеет важное значение для формирования и совершенствования личности человека – гражданина своей страны.

Чем раньше у детей будут сформированы базовые представления о финансовой стороне жизни человека, а на их основе - понятия, тем безболезненней будет их социальная адаптация во взрослом мире, тем легче будет осуществлен их профессиональный выбор в будущем, а общество получит более грамотных потребителей и производителей.

"Если хочешь быть богатым,

нужно быть финансово грамотным".

Роберт Кийосаки.

В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.

Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому вопрос по формированию финансовой грамотности у младших школьников сегодня особо актуален.

Что же такое финансовая грамотность? Словарь банковских терминов трактуем нам, что финансовая грамотность – это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь. Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Сегодня я хотела поделиться с вами опытом работы по формированию финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста.

Рассмотрим содержание тем по финансовой грамотности в курсе математики в начальной школе (ориентируясь на УМК «Школа России»)

• В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.

• Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он может тратить.

• В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т.д.

• В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности. УМК «Школа России» предусматривает изучение таких тем, как

• «Моя семья» (Что нужно семье)

• «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль)

• «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники)

• «Опасные места» (Когда рискуешь деньгами)

• «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки),

• «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения)

• «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара)

• «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах)

• «Человек и информация» (Где можно делать покупки)

• «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.

На уроках русского языка и литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения.

Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (Например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь», «Похождения рубля» и др.). После чтения можно предложить работу с таблицей, которая позволит наглядно убедиться в возможности экономной траты средств и ресурсов. Так же работаем с пословицами и поговорками, решаем ребусы, анаграммы, отгадываем загадки.

Курсу «Технология» принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности.

Основные содержательные линии курса:

«Деньги, их история, виды, функции», «Пути экономии» (в каждом разделе рабочей программы), «Семейный бюджет», «Экономические отношения семьи и государства», «Потребности», «Товар-услуга», «Собственный бизнес».

Учебные материалы и задания необходимо подбирать в соответствии с возрастными особенностями детей и включать задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты.

Одной из наиболее удобных форм является внеурочная деятельность. На занятиях по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», которая проводится в нашей школе, дети знакомятся с основными экономическими терминами. Они знают, что такое: «монеты», «гурт», «аверс», «реверс», «номинал», «банкнота», «купюра», «доходы семьи», «вклад», «кредит» и др. Мы с детьми обсуждаем такие вопросы: какие деньги были раньше, какие сейчас; защита денег от подделок; современные деньги России и других стран; откуда в семье деньги; на что тратятся деньги; как с умом управлять своими деньгами; как делать сбережения. Не обходит стороной и вопрос о фальшивых деньгах и мошенниках.

Для формирования финансовой грамотности у школьников 3 класса в своей работе использую такие методы и формы, как:

  • викторины
  • командные игры - путешествия
  • ролевые игры
  • виртуальные экскурсии
  • видеоролики
  • конкурсы
  • интернет - ресурсы https://финзнайка.рф, учи.ру и др.

Так на сайте «Мои финансы РФ», во вкладке «Меню» можно скачать бесплатно учебные тетради «Финансовой грамотности» для 2-4 классов в 2-х частях, а также методические рекомендации для учителя, учебную программу и материалы для родителей.

На сайте Учи.ру дети проходят олимпиады по финансовой грамотности.

Важно помочь школьникам получить комплекс знаний и умений, которые помогут в дальнейшем решать финансовые вопросы, а именно:

- понимать природу и функции денег;

- уметь ценить деньги;

- уметь считать деньги;

- уметь экономить;

- уметь тратить деньги и жить по средствам;

- уметь возвращать долги;

- уметь делиться;

- уметь приумножать деньги.

Вывод. Деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности младших школьников, может быть проведена в разных формах.

Получив основы финансовых знаний в начальной школе, детям будет легче и доступнее осваивать новые вершины экономики в средней, а затем и в старшей школе, что имеет важное значение для формирования и совершенствования личности человека – гражданина своей страны.

Чем раньше у детей будут сформированы базовые представления о финансовой стороне жизни человека, а на их основе - понятия, тем безболезненней будет их социальная адаптация во взрослом мире, тем легче будет осуществлен их профессиональный выбор в будущем, а общество получит более грамотных потребителей и производителей.

31.03.2024 21:07


Рекомендуем курсы ПК и ПП