СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нацеливает педагогические коллективы на воспитание и развитие личности, которая будет в полной мере отвечать современным требованиям общества. Обучающийся должен уметь свободно ориентироваться в информации, конструктивно общаться, эффективно решать любые познавательные, практические, творческие задачи. Педагоги должны создать условия для формирования каждым учеником универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочное время. Предметные знания и УУД в комплексе позволят ребенку в полной мере реализовать свои способности и продолжить успешное обучение в среднем звене.
Чтение, работа с информацией – это основа формирования любых УУД. С этой целью в федеральные образовательные стандарты для начальной школы была введена междисциплинарная программа «Чтение. Работа с текстом», которая способствует созданию целостной системы работы по формированию читательской грамотности.
В исследовании PIRLS читательская грамотность определяется как «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида. С опорой на разнообразные тексты читатели должны конструировать собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для собственного удовольствия».
Чтение является основным видом учебной деятельности в школе. Значит у выпускника начальной школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. Выделено 3 группы умений.
1 группа умений: Обучающиеся должны понимать, о чем говорится в тексте; определять тему и главную мысль; находить в тексте информацию, представленную в различном виде; формулировать выводы на основе фактов, которые имеются в тексте.
2 группа умений: Обучающиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
3 группа умений: Обучающиеся используют информацию из текста для решения своих учебных, практических, творческих задач с привлечением личного опыта и дополнительных знаний.
Педагог должен учить детей различать личный опыт и текстовую информацию; отвечать на вопросы, опираясь на данные текста; формулировать вопросы по тексту; работать с иллюстрациями, таблицами, схемами как источниками дополнительной информации; высказывать свои впечатления по прочитанному, находить уточняющую информацию в других информационных источниках.
В России современными критериями проверки результатов обучения являются контрольно-измерительные материалы. Насколько успешно ученик освоил общеобразовательную программу начального общего образования помогут определить всероссийские проверочные работы, которые пишут все выпускники начальной школы.
Современные читательские компетенции позволят легко найти себя в обществе, быть успешными.
© 2021, Ульянова Галина Ивановна 185