СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мнемотехники для развития связной речи у старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной» личности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие анализировать, делать умозаключения, принимать нестандартные решения и не бояться этого.

Использование новых методик и технологий в обучении детей позволяет сделать обучение развивающим уже в детском саду. Одна из основных задач речевых занятий – обучение детей связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.

В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, поэтому для достижения хороших результатов, хочется применять эффективные методы и приёмы. Хорошо известно, что язык мозга – это «образы». И, прежде всего, зрительные образы. Для того, чтобы развить функцию мозга «запомнить», используют разные техники, приемы, методы и способы. Для меня интересной стала мнемотехника. Мнемотехника (греч. – искусство запоминания) – это совокупность правил и приемов, облегчающий процесс запоминания информации.

Начала применять мнемотаблицы в своей работе с детьми.

Мнемотаблицы, мнемодорожки, коллажи – это дидактический материал. Его можно использовать:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок

- при заучивании стихотворений.

Когда дети освоили готовые схемы и модели, поняла, что необходимо их научить составлять мнемотаблицы самостоятельно. Мною была выстроена последовательность обучению детей по использованию разнообразных опорных схем и моделей при работе с различными художественными произведениями и не только.

Например, использую мнемотаблицы по временам года. Метод мнемотехники помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы, устанавливать взаимосвязи.

Мнемотаблицы по стихотворениям облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом и слова, связанные с ней.

Дети старшего дошкольного возраста способны придумывать свои схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными символами кодирования информации.

Участие детей в составлении схем-моделей вызывает у них большой интерес, мотивирует на активность при составлении рассказов, пересказе сказок, запоминании и чтении стихов.

Наглядное моделирование облегчает детям овладение связной речью, так как использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объём памяти в целом, развивает речемыслительную деятельность детей. Приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Введение графической записи с условными обозначениями позволяет детям перейти с наглядно- чувственной опоры на решение речевых задач в уме.

Таким образом, использование мнемотехники позволяет развивать не только память, воображение, внимание, но и учит детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

Благодаря использованию мнемотехники, целенаправленной работе воспитателя, связная речь детей может подняться на высокий уровень. Использование приемов мнемотехники в системе при работе над связной речью значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи, улучшает понимание речи, уменьшает количество грамматических ошибок в дальнейшем обучении в школе.

Используемая литература:

  1. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Издательство «Детство – Пресс», 2010 г.
  2. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов //Дошкольное воспитание.- 1990 - № 10.
  3. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память //Ребенок в детском саду. – 2004. - № 2.

23.04.2023 16:35


Рекомендуем курсы ПК и ПП