СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Значение, роль и место демонстрационного эксперимента в преподавании физики имеют большое значение.
Эксперимент является источником знания, методом физических исследований. Глубокое уяснение обучающимися большинства изучаемых в физики вопросов невозможно без постановки демонстрационных опытов.
Эксперимент может и должен выполнять не только обучающую, но и развивающую функцию, т.е. способствовать развитию мышления, наблюдательности. Наблюдение новых, иногда неожиданных эффектов побуждает познавательную активность, вызывает желание разобраться в сути явления. При этом в одних случаях полезно предложить внимательно наблюдать за происходящим, в других – попробовать предсказать заранее результат опыта.
Демонстрационный эксперимент может служить иллюстрацией к объяснению учителя. В этом случае обучающиеся в обсуждении или объяснении результатов опыта участия не принимают. Здесь эксперимент используют в тех случаях, когда демонстрации применяются для введения новых понятий, например: «механическое движение», «инерция», а также когда обучающиеся не имеют достаточной базы для того, чтобы принять активное участие в обсуждении эксперимента и получаемых из него результатов.
Так, например, они не могут объяснить и предсказать результаты первых опытов, иллюстрирующих явление механического резонанса. Причину этого явления и условия возникновения должен объяснить сам учитель.
Рассмотрим другой случай. Учитель выполняет опыт, а ученики либо делают выводы из него, либо объясняют полученные результаты. Ребят заранее предупреждают о том, что по окончанию опыта они должны самостоятельно сделать выводы или объяснить его результаты.
В тех случаях, когда на опыте устанавливается новая закономерность, задача ученика – сделать выводы из опыта. Например, при изучении силы, действующей на тело при равномерном движении по окружности, демонстрирую опыт с прибором «Вращающийся диск».
На основании наблюдений ученики делают выводы о зависимости величины этой силы от массы тела, радиуса вращения, угловой скорости.
Задача – объяснить результат опыта – ставится перед учениками в тех случаях, когда явления и закономерности, на основе которых строится объяснение, ими уже изучены. Например, в Х классе после ознакомления с термоэлектронной эмиссией ученики самостоятельно объясняют опыт с демонстрационным диодом.
При проведении демонстрационного эксперимента ученики предсказывают результат опыта. Этот способ активизации обучающихся целесообразно применять в тех случаях, когда есть уверенность, что хотя бы некоторые ученики класса могут высказать обоснованные соображения относительно ожидаемых результатов.
Так, познакомившись в VIII классе с взаимодействием электрических зарядов, а также с понятием «электростатическое поле» и элементами электронной теории, т.е. зная, что носителями электрического тока в металлических проводниках являются свободные электроны, ученики могут самостоятельно предсказать результаты опытов, которые учитель использует для закрепления этого материала. Например, учитель задает вопросы:
Здесь предсказание результатов опыта учениками может обеспечить их наиболее активную работу, так как могут быть высказаны противоречивые предположения, что весьма полезно обсудить.
При демонстрационном эксперименте я ставлю перед учениками какие-либо вопросы и предлагаю им самостоятельно найти способ экспериментального решения или решения этого вопроса.
Данный способ активизации обучающихся целесообразно использовать в тех случаях, когда идея исследования может быть найдена учениками вполне самостоятельно (или с небольшой помощью учителя) в короткое время, чтобы это не вызвало большой потери времени на уроке. Если ученики будут испытывать затруднение, у учителя должны быть подготовлены вопросы, которые помогли бы им «сдвинуться с места», но в то же время не устраняли бы полностью творческую часть в их работе. Опытов, при выполнении которых может быть с успехом использован данный способ активизации учащихся в школьном курсе физики, довольно много. Приведу некоторые примеры.
VII класс. После ведения понятия «сила трения и способ ее измерения» я ставлю вопросы: «Как исследовать зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности?», «как исследовать, будет ли зависеть сила трения от площади опоры (площади соприкосновения с поверхностью), если прижимающая сила остается неизменной?».
VIII класс. После введения понятия «параллельное соединение проводников» ставится вопрос: «Как исследовать на опыте зависимость силы токов в ветвях параллельного соединения от сопротивления ветвей?».
Так при изучении темы «Математический маятник» в 11 классе проводится работа в группах по изучению зависимости периода колебаний, частоты, влияния окружающей среды на колебательное движение.
© 2017, Дорофеева Тамара Ивановна 2234