© 2017 407
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Прочитайте два фрагмента из исследований И. Золотусского (часть 1) и В. Переверзева (часть 2). Какой темой они объединены? Напишите сочинение на эту тему, использовав в качестве основы предложенные фрагменты. Перед этим найдите в тексте повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» примеры на каждый пункт части 2 и несколько подтверждений тезисам части 1.
Часть 1
Речи Тараса полны пылающего восторга. Они вынимают лучшее из сердец запорожцев, они овладевают как старыми умудрёнными сердцами, так и «молодыми жемчужными душами»… Они проносятся над рядами козаков как слово витии, лиризм которого вызван к жизни подвигом запорожцев.
Гоголь верит в колдовскую силу слова, в слово, которое способно собрать, «сзывая равно всех на святую молитву», а главное, сделать так, чтобы весь «миллион народа в одно время вздрогнул».
Носителем слова в повести являются поэт-автор и поэт-герой. Его несут в народ и певцы-бандуристы, на которых часто ссылается Гоголь в «Тарасе Бульбе». «Густое, могучее слово» Тараса отдаётся в их песнях, «и пойдёт дыбом по всему свету слава, и всё, что ни народится потом, заговорит о них. Ибо далеко разносится могучее слово, будучи подобно гудящей колокольной меди, в которую много повергнул мастер дорогого чистого серебра, чтобы далече по городам, лачугам, палатам и весям разносился красный звон…»
Огненной речью Тарас добивается большего, чем перевесом в численности войска. Никакие пушки, которые выставляют против Бульбы ляхи, не способны противостоять силе слова, направленного в упор в сердце.
Тарас Бульба у Гоголя – и оратор, пророк, пророчествующий на стогнах, и несгибаемый «лев». Он – воплощённое единство слова и дела.
Часть 2
Кажется, ни у кого из писателей не встретишь такой мерности и торжественности речи, как у Гоголя. Она звучит как стройные аккорды музыки. Что-то песенное слышится в ритме и оборотах этой речи. Такой стиль имеет место в произведениях, изображающих жизнь казачества, и достигает особой колоритности в «Тарасе Бульбе». Содержание этого стиля сводится к тем литературным приёмам, которыми изобилует эпическая народная поэзия и малорусская дума.
Основные приёмы, используемые Гоголем для создания этого стиля:
Тавтология – повторение одного и того же слова или целой фразы с целью усиления.
Лирические отступления – иногда рассказ прерывается, и мысль автора уносится далеко от изображаемого; иногда лирические отступления превращаются в пророческие видения.
Лирические обращения автора к герою (как правило, восклицательные; они тоже перебивают собой повествование – автор не может сдержать своего чувства и напрямую обращается к герою в какие-то напряжённые моменты).
Эпическое сравнение. Сущность оборота заключается в том, что, сравнив описываемую вещь с другой, художник так увлекается предметом, взятым только для сравнения, описывает его с такими подробностями, что он уже не поясняет, а заслоняет сравниваемую с ним вещь.
Сложный эпитет, полученный путём соединения прилагательного с существительным, который так часто встречается в поэмах Гомера.
Гиперболы, преувеличения.
Источник: Тренировочные тексты по литературе (XVIII – начало XIX века) / С. В. Волков, Р. А. Храмцова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература»). Вып. 6 (12)). – С. 26–27.
*
См.:
Карта сайта
Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…
© 2017 407