© 2017 564
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Перед вами фрагмент статьи из словаря литературных героев (автор А. Галкин). Вставьте вместо скобок цитаты и подтверждения из поэмы «Мёртвые души», чтобы получить доказательный текст. Попробуйте составить аналогичный текст про любого другого помещика (представьте, что он также предназначен для словаря литературных героев).
Фольклорные истоки образа С. – былинные и сказочные богатыри. Богатырская мощь С. (___), подвиги за обеденным столом (___), богатырское здоровье (___) пародируют облик сказочных и былинных героев.
Фамилия С. формально не связана с его внешним обликом: С. похож на (___); цвет лица (___); его имя – (___) – также указывает на фольклорного медведя. Однако ассоциативно фамилия соответствует характеру и портрету: у С. «бульдожья» хватка и лицо; кроме того, к людям он относится как цепной пёс (ср. иронически обыгранные Гоголем слова С. после согласия продать души): (___).
Грубость и неуклюжесть – суть портрета С. Природа, создавая его лицо, (___). Бездушность С. подчёркивает метафорическая подмена лица (___), а ног – (___). Вещи вокруг С. повторяют тяжёлое и прочное тело хозяина: (___).
С. привязан к земному и строит так, будто намерен жить вечно, не думая ни о смерти, ни о душе. Гипертрофированная практичность С. контрастна слащавым «эмпиреям» Манилова.
С. – русофил и ненавидит всё западное. Он готов перевешать всех немцев и французов, так как (___). С. сторонник целого, гигантского; в этом, с его точки зрения, проявляется истинно русская натура: (___). Душа С. погребена под тяжестью плоти или, по словам Гоголя, (___). О душе С. вспоминает, только торгуясь с Чичиковым, сводя её неуловимую сущность к сугубо вещественной оболочке, к пище: (___).
С. – «человек-кулак». Метафора Гоголя выражает общечеловеческую страсть, олицетворённую в образе С., – страсть к тяжёлому, земному, плотскому. Образ С. статичен; он оказывается противопоставленным летящей «птице-тройке» – Руси, как бы тормозит её движение.
Источник: Тренировочные тексты по литературе (XVIII – начало XIX века) / С. В. Волков, Р. А. Храмцова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература»). Вып. 6 (12)). – С. 27–28.
*
См.:
Карта сайта
Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…
© 2017 564