СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н. В. Гоголь. Текст № 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вставьте в текст пропущенные знаки препинания, обращая особое внимание на постановку тире (здесь вам встретятся несколько разных случаев употребления этого знака) и выделение сравнительных обо­ротов.

Составьте с использованием текста таблицу «Общие черты „Слова о полку Игореве”и „Тараса Бульбы”».

«Тарас Бульба» не мог бы явиться на свет не будь «Слова о полку Игореве». Всё сближает эти два великих творения русской литературы и поэтическое напряжение слова и исторический момент который выб­ран авторами и боль за целостность Руси. «Слово о полку Игореве» слово о поражении русского войска и урок извлечённый из этого пора­жения. «Тарас Бульба» слово о гибели Тараса Бульбы и его сыновей о поражении запорожского войска о возвышающей смерти про которую можно сказать: «смертию смерть поправ».

И «Слово…» и «Тарас Бульба» созданы наперекор распре междоу­собице и имеют одну святую задачу собрать силы Руси (она же полк воинство семья) помирить её внутри неё самой и призвать на великие дела. И тут и там видна государственная идея автор поэт но автор и человек чувствующий свою ответственность за честь и судьбу родины. Гоголь в новой редакции «Тараса Бульбы» не просто поэт но и певец во стане русского общества.

Природа в «Тарасе Бульбе» вопрошает человека, человек вопроша­ет природу. И меж собой как в поэме о походе Игоря перекликаются помня друг о друге воины. Есть ли ещё порох в пороховницах? Крепка ли ещё козацкая сила? вопрошает Тарас. И неколебимо единодушен ответ казаков Есть ещё батько порох в пороховницах; ещё крепка ко­зацкая сила; ещё не гнутся козаки.

Как и автор «Слова…» Гоголь не зритель на битве не сторонний присутствующий а сын и брат казаков их соотечественник который не может молчать видя их неразумие или грозящую им опасность Не до­бивай, козак врага а лучше поворотись назад! Козаки козаки! окликает он своих героев не выдавайте лучшего цвета вашего войска! Дух Гого­ля летает среди битвы он взмывает как степная чайка над полем сраже­ния вьётся хочет защитить своих.

И так же брезгуют казаки дорогими оксамитами дерут их на онучи топчут в грязь золотое шитьё как и воины «Слова…» И так же пирует битва в «Тарасе Бульбе» так же льётся кровь воинов и печаль авто­ра переносится в русские города и веси где как сказано в «Слове…» «жёны русские восплакались» и «стенание пронеслось по Русской земле».

Сечь возмущают раздоры, как и князей Древней Руси. Спорят меж­ду собой старшины, казаки, полковники. Слишком дорого приходится платить за это несогласие. Гибнет оставшись без полка Остраница. Раз­делённое надвое войско запорожское (одна часть ушла вслед за татара­ми другая осталась под стенами Дубно) ослабевает поле под крепостью усеивается казацкими головами. Тёмное предчувствие как некое зат­мение веет над чубатыми казацкими головами когда Сечь отправляется в поход. Взглянул Тарас на небо пишет Гоголь а уж по небу потянулась вереница кречетов. Ну будет кому-то пожива: природа подаёт казакам намёк на их грядущие несчастия. Вот почему воле провидения истори­ческой логике которая будто бы подчинена соотношению сил на поле битвы Тарас должен противопоставить силу и волю духа идеи в данном случае идеи товарищества. Для него эта идея выше идеи судьбы.

Источник: Тренировочные тексты по литературе (XVIII – начало XIX века) / С. В. Волков, Р. А. Храмцова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература»). Вып. 6 (12)). – С. 24–26.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…

https://multiurok.ru/blog/razvitiie-riechi-gotovimsia-pishiem-analiziruiem.html

Категория: Литература
17.07.2017 20:41


© 2017 643

Рекомендуем курсы ПК и ПП