© 2023, Приходько Валентина Алексеевна 124
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Карта понятий
Учитель: Предлагает детям составить карту, включающую в себя исключительно уже изученные понятия по теме, помогает выстроить их иерархию.
Учащиеся: Вспоминают все основные и частные понятия по теме, выстраивают их иерархию, отображая их связи.
Проводится на этапе:
-Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Составление текстов
Учитель: Предлагает детям сформулировать интересующие их вопросы по теме занятия.
Учащиеся: Самостоятельно формулируют вопросы по теме.
Проводится на этапе:
− Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
− Выявление места и причины затруднения.
Постановка вопроса
Учитель: Задает учащимся вопросы, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения.
− анализ: Как ты можешь доказать, что …?
− синтез: Как можно это организовать, решить?
− оценку: Что ты думаешь о …?
Учащиеся: Отвечают на поставленные вопросы.
Проводится на этапе:
− Реализация построенного проекта;
− Выявление места и причины затруднения.
Наблюдение
Учитель: Наблюдает за детьми и слушает их дискуссии, оценивает, как происходит учение. При необходимости поддерживает детей в ходе обучения, обнаруживает причины затруднений, фиксируя проблемные пункты урока.
Учащиеся: Дискутируют, отвечают на вопросы, работают в группах или самостоятельно по теме занятия.
Проводится в течение всего урока
Анализ
Учитель: Обсуждает и оценивает письменные работы вместе с детьми. Проверяет понимание ими пройденного материала.
Учащиеся: Обсуждают и проверяют письменные работы вместе с учителем.
Проводится на этапе:
− Реализация построенного проекта;
− Самостоятельная работа с проверкой по эталону;
− Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
«Поиск ошибки»
Учитель: Дает учащимся письменные задания с ошибками или устные высказывания, о каких-либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Предлагает учащимся найти и исправить ошибки, высказать свое согласие (несогласие) с теми или иными исправлениями и объяснить свою точку зрения
Учащиеся: Ищут и исправляют ошибки в заданиях или высказываниях. Высказывают своё согласие (несогласие) с теми или иными исправлениями, объясняют свою точку зрения.
Проводится на этапе:
- Реализация построенного проекта
Прием «Светофор»
Учитель: Предлагает детям самостоятельно оценить свою деятельность при помощи цветных сигналов, где:
Красный − задание, упражнение, элемент чего-либо и т.д. не усвоен;
Желтый − есть не точности, затруднения;
Зеленый − задание выполнено.
Учащиеся: Оценивают свою деятельность с помощью цветных сигналов.
Также выполнение задания можно оценить и с помощью знаковой, жестовой оценки.
Проводится на этапе рефлексии
Прием «Линеечка»
Учащиеся: Оценивают свой уровень (знаний, умений), отмечая его знаком крестик на вертикальной линия (линеечке)
Учитель: Ставит на линеечке оценку учащимся, которая может быть выше ученической, ниже ее или совпадать с ней (тогда она обводится кружком)
Результаты ученической самооценки позволяют выделить группу школьников с заниженной или завышенной самооценкой и корректировать в дальнейшем их самостоятельную оценочную деятельность.
Проводится на этапе:
-Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Прием «Сигналы рукой»
Учитель: Предлагает учащимся показывать рукой сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов), где:
− большой палец руки направлен вверх – я понимаю и могу объяснить;
− большой палец руки направлен в сторону – нужна помощь;
− большой палец руки направлен вниз – я не совсем понял (а) материал.
Учащиеся: Обозначают своё понимание или непонимание материала при помощи сигналов.
Проводится на этапе реализации построенного проекта.
Прием «Поезд»
Учитель: Раздает детям два жетона: один - с улыбающимся личиком, другой – с грустным. Предлагает опустить их в один из вагонов на доске, где:
«Веселое личико» опускается в первый вагон, если на уроке все было понятно и материал был усвоен, а «грустное личико» во второй вагон, если при выполнении заданий было много затруднений и материал не был усвоен.
Учащиеся: Опускают «веселое личико» или «грустное личико» в соответствующий вагон.
Проводится на этапе рефлексии.
Прием «Лесенка успеха»
Учитель: Проводит стартовую оценку подготовки учащихся, отмечая ее результаты на лесенке достижений, когда фигура, символизирующая исходный уровень владения данным навыком, помещается на ту или иную ступеньку. В процессе дальнейшего обучения фигура перемещает её по лесенке и наглядно показывает успехи каждого учащегося.
Учащиеся: Оценивают свою деятельность, следят за развитием и передвижением по ступенькам в ходе обучения.
Проводится на этапе рефлексии.
Приемы «Дерево успеха» и «Копилка моих достижений»
Учитель: Раздает детям нарисованные яблоки двух цветов – красные и зеленые. Предлагает приклеить их на яблоню, где:
зеленые – я считаю, что сделал все на отлично/у меня хорошее настроение;
красное – было много затруднений/у меня грустное настроение.
Учащиеся: приклеивают яблоки на яблоню, оценивая свою деятельность на уроке/своё настроение в ходе урока.
Проводится на этапе рефлексии.
На следующий день после изученной темы учащиеся в течение недели заполняют индивидуальную карту «Копилка моих достижений»
Учитель: Предлагает детям заполнять копилку их достижений в течении недели, где они отмечают свои знания и умения по данной теме. В конце недели предлагает детям оценить свои умения по изученному блоку тем.
Учащиеся: Отмечают свои знания и умения по данной теме. В конце недели оценивают свои умения по изученному блоку тем.
Проводится на этапе
−Выявление места и причины затруднения;
− Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Прием работы по таблицам
Учитель: Разрабатывает таблицы, листы учета знаний, в которых указаны основные виды деятельности учеников на уроке и отметки.
Учащиеся: Оценивают свою деятельность в течении урока, ставят себе баллы в лист учета знаний.
Отметка, выставляемая за урок, – это чаще всего средний арифметический балл полученных отметок.
Проводится в течение всего урока.
Лист самооценки
Учитель: Предлагает детям ответить на вопросы по итогу четверти/в конце изученной темы, где:
Столбики да – нет
-Регулярно выполнял(а) домашние задания
-По необходимости консультировался(ась) с учителем
-Улучшал(а) свои знания и исправлял(а)оценки
-Регулярно вел(а) записи в тетради
-Знаю, как работать со справочной литературой
-Умею конспектировать тему
-Умею самостоятельно находить материал по заданной теме
-Делал(а) устное сообщение
-Участвовал(а) в беседах по изучаемому материалу
-Я задавал(а) вопросы, если мне встречалось непонятное слово
-Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.
Учащиеся: Оценивают свою деятельность по итогу четверти/в конце изученной темы, самостоятельно отвечая на вопросы.
Проводится на этапе:
-Построение проекта выхода из затруднения
-Рефлексии
Прием «Закончи предложение»
Учитель: Предлагает детям закончить предложения:
1) На уроке мне было интересно…
2) Я научился(ась)…
3) Я встретил(а) затруднения в…
4) Сегодня я смог/смогла…
5) Могу похвалить себя за…
6) Могу похвалить своих товарищей за…
Учащиеся: Оценивают свою деятельность на уроке, заканчивая предложения.
Проводится на этапе рефлексии.
Мини-обзор
Учитель: Подводит итоги занятия/блока тем, при помощи вопросов:
1) Что изучили? Назовите тему урока.
2) С какими заданиями вы справились без помощи учителя, одноклассника?
3) Определите наиболее важное в этом уроке.
4) Что вызвало трудности, осталось неясным?
5) Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
6) Что у вас получилось лучше всего?
7) Что вам необходимо усовершенствовать?
Учащиеся: Оценивают свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы.
Проводится на этапе рефлексии.
Недельный отчет
Учитель: Подводит итоги недели при помощи вопросов:
-Чему вы научились за эту неделю?
-Какие вопросы остались для вас неясными?
-Какие вопросы вы задали бы ученикам, если бы были учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Учащиеся: Оценивают свою деятельность по блоку изученных тем по истечению недели, отвечая на вопросы.
Проводится на этапе рефлексии (в конце недели).
Цепочка заметок
Учитель: Пишет на конверте вопрос по теме урока, просит каждого из детей по цепочке написать на него ответ и вложить в данный конверт.
Учащиеся: Передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке. Пишут ответ на вопрос и кладут его в конверт, передавая следующему.
Проводится на этапе:
-Реализации построенного проекта.
В конце урока проводится рефлексия по полученным ответам.
Матрица запоминания
Учитель: Составляет диаграмму, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные определенным образом. Предлагает детям заполнить её по эталону.
Учащиеся: Заполняют клетки диаграммы, помещают в нужную клетку соответствующие ответы, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия.
Проводится на этапе:
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
© 2023, Приходько Валентина Алексеевна 124