СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирующего оценивания и их характеристика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карта понятий

Учитель: Предлагает детям составить карту, включающую в себя исключительно уже изученные понятия по теме, помогает выстроить их иерархию.

Учащиеся: Вспоминают все основные и частные понятия по теме, выстраивают их иерархию, отображая их связи.

Проводится на этапе:

-Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Составление текстов

Учитель: Предлагает детям сформулировать интересующие их вопросы по теме занятия.

Учащиеся: Самостоятельно формулируют вопросы по теме.

Проводится на этапе:

− Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

− Выявление места и причины затруднения.

Постановка вопроса

Учитель: Задает учащимся вопросы, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения.

− анализ: Как ты можешь доказать, что …?

− синтез: Как можно это организовать, решить?

− оценку: Что ты думаешь о …?

Учащиеся: Отвечают на поставленные вопросы.

Проводится на этапе:

− Реализация построенного проекта;

− Выявление места и причины затруднения.

Наблюдение

Учитель: Наблюдает за детьми и слушает их дискуссии, оценивает, как происходит учение. При необходимости поддерживает детей в ходе обучения, обнаруживает причины затруднений, фиксируя проблемные пункты урока.

Учащиеся: Дискутируют, отвечают на вопросы, работают в группах или самостоятельно по теме занятия.

Проводится в течение всего урока

Анализ

Учитель: Обсуждает и оценивает письменные работы вместе с детьми. Проверяет понимание ими пройденного материала.

Учащиеся: Обсуждают и проверяют письменные работы вместе с учителем.

Проводится на этапе:

− Реализация построенного проекта;

− Самостоятельная работа с проверкой по эталону;

− Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

«Поиск ошибки»

Учитель: Дает учащимся письменные задания с ошибками или устные высказывания, о каких-либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Предлагает учащимся найти и исправить ошибки, высказать свое согласие (несогласие) с теми или иными исправлениями и объяснить свою точку зрения

Учащиеся: Ищут и исправляют ошибки в заданиях или высказываниях. Высказывают своё согласие (несогласие) с теми или иными исправлениями, объясняют свою точку зрения.

Проводится на этапе:

- Реализация построенного проекта

Прием «Светофор»

Учитель: Предлагает детям самостоятельно оценить свою деятельность при помощи цветных сигналов, где:

Красный − задание, упражнение, элемент чего-либо и т.д. не усвоен;

Желтый − есть не точности, затруднения;

Зеленый − задание выполнено.

Учащиеся: Оценивают свою деятельность с помощью цветных сигналов.

Также выполнение задания можно оценить и с помощью знаковой, жестовой оценки.

Проводится на этапе рефлексии

Прием «Линеечка»

Учащиеся: Оценивают свой уровень (знаний, умений), отмечая его знаком крестик на вертикальной линия (линеечке)

Учитель: Ставит на линеечке оценку учащимся, которая может быть выше ученической, ниже ее или совпадать с ней (тогда она обводится кружком)

Результаты ученической самооценки позволяют выделить группу школьников с заниженной или завышенной самооценкой и корректировать в дальнейшем их самостоятельную оценочную деятельность.

Проводится на этапе:

-Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Прием «Сигналы рукой»

Учитель: Предлагает учащимся показывать рукой сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов), где:

− большой палец руки направлен вверх – я понимаю и могу объяснить;

− большой палец руки направлен в сторону – нужна помощь;

− большой палец руки направлен вниз – я не совсем понял (а) материал.

Учащиеся: Обозначают своё понимание или непонимание материала при помощи сигналов.

Проводится на этапе реализации построенного проекта.

Прием «Поезд»

Учитель: Раздает детям два жетона: один - с улыбающимся личиком, другой – с грустным. Предлагает опустить их в один из вагонов на доске, где:

«Веселое личико» опускается в первый вагон, если на уроке все было понятно и материал был усвоен, а «грустное личико» во второй вагон, если при выполнении заданий было много затруднений и материал не был усвоен.

Учащиеся: Опускают «веселое личико» или «грустное личико» в соответствующий вагон.

Проводится на этапе рефлексии.

Прием «Лесенка успеха»

Учитель: Проводит стартовую оценку подготовки учащихся, отмечая ее результаты на лесенке достижений, когда фигура, символизирующая исходный уровень владения данным навыком, помещается на ту или иную ступеньку. В процессе дальнейшего обучения фигура перемещает её по лесенке и наглядно показывает успехи каждого учащегося.

Учащиеся: Оценивают свою деятельность, следят за развитием и передвижением по ступенькам в ходе обучения.

Проводится на этапе рефлексии.

Приемы «Дерево успеха» и «Копилка моих достижений»

Учитель: Раздает детям нарисованные яблоки двух цветов – красные и зеленые. Предлагает приклеить их на яблоню, где:

зеленые – я считаю, что сделал все на отлично/у меня хорошее настроение;

красное – было много затруднений/у меня грустное настроение.

Учащиеся: приклеивают яблоки на яблоню, оценивая свою деятельность на уроке/своё настроение в ходе урока.

Проводится на этапе рефлексии.

На следующий день после изученной темы учащиеся в течение недели заполняют индивидуальную карту «Копилка моих достижений»

Учитель: Предлагает детям заполнять копилку их достижений в течении недели, где они отмечают свои знания и умения по данной теме. В конце недели предлагает детям оценить свои умения по изученному блоку тем.

Учащиеся: Отмечают свои знания и умения по данной теме. В конце недели оценивают свои умения по изученному блоку тем.

Проводится на этапе

−Выявление места и причины затруднения;

− Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Прием работы по таблицам

Учитель: Разрабатывает таблицы, листы учета знаний, в которых указаны основные виды деятельности учеников на уроке и отметки.

Учащиеся: Оценивают свою деятельность в течении урока, ставят себе баллы в лист учета знаний.

Отметка, выставляемая за урок, – это чаще всего средний арифметический балл полученных отметок.

Проводится в течение всего урока.

Лист самооценки

Учитель: Предлагает детям ответить на вопросы по итогу четверти/в конце изученной темы, где:

Столбики да – нет

-Регулярно выполнял(а) домашние задания

-По необходимости консультировался(ась) с учителем

-Улучшал(а) свои знания и исправлял(а)оценки

-Регулярно вел(а) записи в тетради

-Знаю, как работать со справочной литературой

-Умею конспектировать тему

-Умею самостоятельно находить материал по заданной теме

-Делал(а) устное сообщение

-Участвовал(а) в беседах по изучаемому материалу

-Я задавал(а) вопросы, если мне встречалось непонятное слово

-Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.

Учащиеся: Оценивают свою деятельность по итогу четверти/в конце изученной темы, самостоятельно отвечая на вопросы.

Проводится на этапе:

-Построение проекта выхода из затруднения

-Рефлексии

Прием «Закончи предложение»

Учитель: Предлагает детям закончить предложения:

1) На уроке мне было интересно…

2) Я научился(ась)…

3) Я встретил(а) затруднения в…

4) Сегодня я смог/смогла…

5) Могу похвалить себя за…

6) Могу похвалить своих товарищей за…

Учащиеся: Оценивают свою деятельность на уроке, заканчивая предложения.

Проводится на этапе рефлексии.

Мини-обзор

Учитель: Подводит итоги занятия/блока тем, при помощи вопросов:

1) Что изучили? Назовите тему урока.

2) С какими заданиями вы справились без помощи учителя, одноклассника?

3) Определите наиболее важное в этом уроке.

4) Что вызвало трудности, осталось неясным?

5) Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

6) Что у вас получилось лучше всего?

7) Что вам необходимо усовершенствовать?

Учащиеся: Оценивают свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы.

Проводится на этапе рефлексии.

Недельный отчет

Учитель: Подводит итоги недели при помощи вопросов:

-Чему вы научились за эту неделю?

-Какие вопросы остались для вас неясными?

-Какие вопросы вы задали бы ученикам, если бы были учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Учащиеся: Оценивают свою деятельность по блоку изученных тем по истечению недели, отвечая на вопросы.

Проводится на этапе рефлексии (в конце недели).

Цепочка заметок

Учитель: Пишет на конверте вопрос по теме урока, просит каждого из детей по цепочке написать на него ответ и вложить в данный конверт.

Учащиеся: Передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке. Пишут ответ на вопрос и кладут его в конверт, передавая следующему.

Проводится на этапе:

-Реализации построенного проекта.

В конце урока проводится рефлексия по полученным ответам.

Матрица запоминания

Учитель: Составляет диаграмму, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные определенным образом. Предлагает детям заполнить её по эталону.

Учащиеся: Заполняют клетки диаграммы, помещают в нужную клетку соответствующие ответы, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия.

Проводится на этапе:

- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

15.12.2023 06:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП