СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль внеклассного чтения в формировании интереса к биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время биология, к сожалению, не находится в списке наиболее востребованных предметов, изучаемых в общеобразовательных учебных заведениях. Вместе с тем, ряд учащихся ежегодно выбирают этот предмет для сдачи ЕГЭ. Он является очень важным для будущих студентов медицинских институтов, студентов сельскохозяйственных институтов и многих других. Множество примеров доказывают необходимость биологических знаний в повседневной жизни. Необходимо повысить интерес учащихся к изучению биологии.

Некоторым для пополнения своих биологических знаний достаточно текста учебника. Кто–то пользуется разнообразными источниками для получения новой информации по различным разделам биологических дисциплин. Чаще всего, при подготовке сообщений, докладов, рефератов на помощь приходит интернет, где всегда, без особых усилий, можно найти готовый материал. К сожалению, лишь небольшая часть учащихся интересуется дополнительной литературой. А ведь чтение книг, поиск и выбор нужной информации способствуют повышению интереса к любому предмету.

Учитель биологии может сделать очень многое в формировании у ребят интереса к научно–популярной книге и научно–популярным периодическим изданиям, если он будет систематически осуществлять руководство внеклассным чтением по своему предмету.

Руководить внеклассным чтением – это значит использовать различные методы, приёмы и средства с целью формирования у школьников интереса к чтению, воспитывать культуру чтения, совершенствовать умение ребят отбирать, перерабатывать и оценивать информацию, полученную из литературы.

Возникновение интереса к чтению книг и научно–популярной литературы определённым образом связано с отношением ученика к предмету. Необходимо изучить индивидуальные интересы ребят, их склонности и способности. Беседуя со школьниками, проводя анкетирование, можно выяснить, какие книги любят читать ребята, какие телевизионные передачи любят смотреть и смотрят систематически, какие газеты и журналы выписывают в семье, какие кружки посещают, кто дома содержит животных, кто любит выращивать растения и ухаживать за ними.

По результатам проделанной работы учащихся можно условно разделить на три группы с высоким, средним и низким уровнем интереса к биологии. Для учащихся, имеющих высокий уровень интереса к предмету, можно рекомендовать научную и научно–популярную литературу. В дополнительной литературе их интересует, прежде всего, научная сторона, а занимательность сюжета для них играет второстепенную роль. Например, начиная с пятого класса, ребята с большим интересом читают журналы «Тайны XX века» и «Загадки истории». Учащимся со средним и низким уровнями интереса к биологии следует рекомендовать занимательные и научно–фантастические издания.

Научная фантастика является одни из любимых жанров подросткового и юношеского возраста. Произведения писателей–фантастов всегда затрагивают научные проблемы. Учитель, используя интерес школьников к научной фантастике, должен обратить их внимание на эти проблемы и помочь им уяснить, как же решаются данные проблемы в современной биологической науке. В таких случаях учащиеся часто переходят к чтению специальной литературы. Учитель может с успехом рекомендовать ребятам широко известные фантастические произведения А. Беляева, такие, как «Человек–амфибия» и другие, в основе которых лежат биологические проблемы. Развитию интереса к вопросам биологии могут способствовать фантастические повести и романы Г. Уэллса, например, «Остров доктора Моро», «Пища богов», «Спящий пробуждается» и другие. Большие возможности в этом направлении имеют фантастические произведения Ж. Верна, И. Ефремова, А. Казанцева и других писателей–фантастов.

На некоторых уроках можно использовать научно–популярные книги с целью создания проблемной ситуации и привлечения учащихся к новой теме. Для этого особенно подходят отрывки из занимательной литературы. Так, перед изучением вопроса о водно–солевом обмене в VIII классе можно зачитать отрывок из книги Б. Ф. Сергеева «Занимательная физиология», где говорится, что некто Санкториус, живший 300 лет назад, соорудив громадные весы, часами восседал на них и наблюдал за изменениями собственного веса. Классу было предложено объяснить, какие процессы, происходящие в организме, могли влиять на изменение веса. Дальнейшее изучение нового материала проходило при высокой активности класса, стимулом которой послужило создание проблемной ситуации с помощью книги, которую многие учащиеся после урока спрашивали в библиотеке. Если на уроке в ходе изучения нового материала или его закрепления учитель не всегда имеет возможность и время для использования какой–либо книги или статьи, то при заданиях на дом это можно делать практически всегда. Домашнее задание, которое даётся учащимся, может включать в качестве необязательного элемента, дополнительную литературу по теме. Хорошо, если не просто сообщается название книги и фамилия автора, но и показывается сама книга, даётся краткая устная аннотация. Хорошо, если книга есть у учителя, и он тут же предлагает её желающим. Обычно желающих бывает много, и на книгу даже устанавливается очередь.

Очень важным моментом в работе с дополнительной литературой является возможность поделиться полученной информацией с товарищами. Ребята помещают свои заметки на стенде, оформляют иллюстрации, делают сообщения на уроках в соответствии с программным материалом. Выступления оцениваются.

Старшеклассники могут выбрать темы рефератов и исследовательских работ. За реферат выставляется оценка, и учащийся освобождается от сдачи зачёта по соответствующей теме. Лучшие рефераты заслушиваются на уроках, конференциях, факультативных занятиях.

Не всегда всё идёт по намеченному плану. Порой интересы учеников меняются. Один с энтузиазмом берётся за книгу, а потом бросает чтение, у другого нет желания оформлять заметку. Не имеет смысла кого–то упрекать. Всё должно строиться на поддержке достижений лучших. Как правило, расчёт оправдывается. Когда дети видят достигнутые их товарищами результаты, слышат похвальные оценки на школьной конференции со стороны других учителей, многим хочется достичь того же.

13.12.2018 15:53


Рекомендуем курсы ПК и ПП