СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Можно условно выделить три категории одаренных детей:
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
· развитие творческих способностей на уроках;
· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
· создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Остановимся на каждом этапе подробнее.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Процесс выявления способных детей достаточно сложный. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Начиная с 5 класса, я начинаю выявлять одарённых детей, проводить работу по развитию способностей.
-при тесном сотрудничестве с учителями начальных классов, можно задать им примерно такие вопросы:
- диагностика детей с помощью различных тестов. Диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра. (рассказ по тестам)
Определив таких ребят, мы должны научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету, я использую на своих уроках творческие задания, занимательные вопросы и задачи, задачи – шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности.
Составляю технологическую карту работы с одаренными детьми. (показ скана)
Далее, важно изучить индивидуальные особенности учеников в классе.
Для этого необходимо работать в трех направлениях:
I - разноуровневый подход к детям.
Использовать разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Ребенок должен уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценку “3”, “4” и “5”.
Использовать разноуровневые задания необходимо не только на уроках, но и в виде домашнего задания.
II - обучение самостоятельной работе.
Учить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу.
III - обучение исследовательской и проектной работе.
Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи. Такие задания можно предлагать, как дополнительные (т.е. необязательные для выполнения) всему классу, но для одарённых учащихся эти задания являются обязательными (выполнение таких заданий оценивается оценкой «5», если учащимся допущена ошибка, то оценка не выставляется.)
Методы и формы работы с одаренными детьми могут быть разделены на урочные и внеурочные.
В урочной деятельности развивать математические способности помогают разноуровневые домашние задания, занимательные задачи, задачи повышенной сложности, предложенные в учебнике. Применяю на уроках математические софизмы (умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного). Обнаружить ошибку в софизме – это значит осознать ее, а осознание ошибки предупреждает ее от повторения в других математических рассуждениях. Разбор таких софизмов, помогает сознательному усвоению материала, развивает наблюдательность, вдумчивость и критическое отношение к тому, что изучается. Развивающие задачи – минутки, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач отводится не более 1-2 минут и требую подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки и затем все вместе разбираем решение. Также использую упражнения на развитие мышления. Учащимся предлагается ряд, состоящий из 4слов, три из которых объединены общим родовым понятием, а четвертое к ним не относится. Необходимо найти это лишнее слово.
Примеры упражнений:
Такие упражнения предназначены для развития способности к классификации, анализу, синтезу, обобщению, сравнению. Они требуют от ребят гибкости, умственного поиска, понимания сущности математических понятий и законов.
Часто в работе использую магические квадраты.
Систематически предлагаю учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д. Большую возможность в этом направлении даёт разработка проектов.
Выбор темы проекта должен быть полезен участникам исследования. Тема должна быть интересной учащимся. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.
Чтобы ребенок почувствовал себя успешным, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.
Учить учащихся, как проанализировать полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное. И, наконец, в каком виде представить результат. Это может быть электронная презентация, предстендовая защита, книжка-раскладушка и т.д.
Но самое главное - это защита. Защита - это венец исследовательской работы. Она должна быть публичной. В ходе ее ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
В конце года среди учащихся 5-6 классов прошла практическая конференция, где каждый представил математическое открытие, термин. Были представлена и история возникновения математических знаков действия, и инструментов: циркуль, линейка, транспортир, ручка, и использование диаграмм в различных областях знаний.
Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности развития творческих способностей.
В работе с одарёнными обучающимися очень важная роль отводится индивидуальной работе на уроке и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Но этого недостаточно.
Подспорьем в работе с одаренными детьми в прошлом году был в 5 классе учебный курс «Математическая карусель», на который отводилось 1 час в неделю. На таких уроках мы разбирали и решали задачи, развивающие логическое мышление, смекалку, наблюдательность. Целью курса является не только овладение учащимися умениями и навыками, но и развитие в них математических способностей, различных качеств ума, вычислительной культуры, элементов творческой деятельности, научного мировоззрения. В работе я использую такие методы, как игровой, групповой, проблемно-поисковый и метод самостоятельной работы учащихся.
Реализовать свои возможности одаренные дети могут в предметных олимпиадах, конкурсах, турнирах. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде необходимо рассматривать на дополнительных занятиях, факультативах, кружках, или предлагать для самостоятельного обучения по дополнительной литературе, различные типы олимпиадных задач:
Т.к на изучение математики в школе выделено 4-5 часов, а элективные курсы по 0,5-1ч (не во всех классах), то подготовка к олимпиадам носит эпизодический характер. Ежегодно проводим в школе предметные олимпиады. Но результат оставляет желать лучшего. В прошедшем учебном году из 46 учащихся 5-11классов участвовало 10 человек. Из них двое (в 6 и 10 классах) стали призерами, выполнив 60 и 50% работ соответственно.
Ну и, конечно же – предметные конкурсы различного уровня. К сожалению, учащихся, интересующихся математикой и желающих поучаствовать в конкурсах, в школе с каждым годом становится меньше.
Но, тем не менее, ежегодно ребята участвовали в конкурсе «Кенгуру». В 2011г у Шкурина Н было 2 место в области. В прошлом учебном году результатов не пришло, поэтому в 14-15 ребята отказались участвовать. Зато участвовали в конкурсе «Лисенок». В нем приняло участие 13 человек, что составило 25% учащихся 1-6классов. Результаты конкурса следующие: диплом 2 степени у Аббасова Мурада, дипломы 3 степени получили Личная Алена и Шукюров Заур, остальные получили сертификат участника.
В 2013-2014уч году Личная Алена с проектом «Легко ли сладкоежкам» заняла 2 место в районном конкурсе проектно-исследовательских работ.
Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития одаренных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, так как я абсолютно убеждена в том, что обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
© 2017, Личная Светлана Владимировна 376