© 2020, Сумской Георгий Александрович 377
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На данный момент образовательный процесс невозможен без поиска новых технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Что бы ученик стал активным участником учебного процесса учитель, забыв о роли лектора, должен стать организатором познавательной деятельности ученика. Предлагаю вашему вниманию некоторые инновационные технологии, которые использую в своей практике на уроках химии.
I. Интегральная образовательная технология
Принципами данной технологии являются многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, изучение крупными блоками, применение опор, ориентировочных основ деятельности.
Данная технология используется при изучении химии в старших классах. Это активные формы обучения: уроки – лекции, семинары, практикумы, консультации. Как следствие она подходит для использования в колледжах и техникумах.
Основной материал излагается “блоком”. Используя двукратное объяснение материал подается сначала в форме лекции с демонстрацией опытов (можно заменить на видео с записанной заранее демонстрацией нужного нам опыта), и применением средств наглядности. Затем данный материал кратко, с выделением наиболее существенных опорных знаний в изложенном материале. Для осмысления содержания лекции включаются вопросы.
Каждую лекцию стараемся делать проблемной. Вначале ставится проблема, а учащиеся подводятся к решению этой проблемы.
II. Технология проблемного обучения
Проблемное обучение сопутствует изучению всего курса химии. Изучение неорганической и общей химии сопровождается созданием на уроках проблемных ситуаций и постановкой проблемных вопросов. Например: общая химия, тема “Закон Авогадро и следствия из него”. Практически изучение всей темы построено на выдвижении гипотез, создании проблемных ситуаций, постановке проблемных вопросов и поисков ответов на эти вопросы, путей разрешения проблемных ситуаций.
На уроках по другим темам аналогичным образом создаются проблемные ситуации, ставятся проблемные вопросы, и идет поиск путей разрешения проблем.
III. Информационно- коммуникационные технологии
В современном мире мы постоянно используем разнообразную технику, и уже не удивляемся многим новинкам, которые для людей прошлого поколения казались недостигаемой мечтой. Многие информационные и коммуникационных технологии сейчас стали доступны для рядового пользователя, и это открывает новые перспективы и поразительные возможности для обучения химии. ИКТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Информационные технологии делают уроки яркими и содержательными, развивают познавательные способности учащихся и их творческие силы. Идет одновременное воздействие на два важнейших органа (слух и зрение) что облегчает процесс восприятия и запоминания информации.
Применение на уроках интерактивных презентаций, созданных учителем и учащимися, позволяет эффективно проводить проверку выполненных заданий и убедиться в правильности ответа, активизирует познавательную деятельность учащихся. Учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании уроков (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями.
Таким образом, использование ИКТ придает уроку насыщенности без ущерба качеству усвоения, позволяет учителю повысить темп урока, помогает лучше усвоить логику рассуждений обучающихся.
IV. Связь темы урока и профессии обучающихся
В процессе преподавания такого непростого для понимания и усвоения предмета как химия, имеется немало возможностей для проведения параллелей между темой занятия и профессией выбранной обучающимся. Легко говорить о химии с будущими поварами, даже автомеханики и сварщики, как профессии, могут помочь в мотивации обучающихся. На других профессиях конечно сложнее провести параллель, ведь не каждая тема может быть подведена к тому или иному роду деятельности. Органическая химия в том вопросе предоставляет намного больше возможностей. Но и при изучении общей или неорганической химии возможно заинтересовать обучающегося на самостоятельное или более глубокое изучение предмета.
Но не только химия предоставляет такие возможности. Любой предмет может быть инструментом в руках педагога. А использование ИКТ позволит расширить ваши возможности настолько насколько хватит фантазии.
Использованная литература:
Химия в школе, № 3, 2003г.
© 2020, Сумской Георгий Александрович 377