СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК в учреждении, реализующем АООП

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК

в учреждении, реализующем

Адаптированные Основные Общеобразовательные Программы

Методы обучения:

  • объяснение;
  • рассказ;
  • демонстрация;
  • наблюдение;
  • работа с книгой;
  • игра;
  • упражнение;
  • лабораторно-практическая работа;
  • практическая работа;
  • самостоятельная работа;
  • применение технических средств обучения;
  • программированное обучение;
  • проблемное обучение.

Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.

Примерный план урока

Тип урока – комбинированный

Тема урока

Задачи урока:

  1. образовательная;
  2. коррекционно-развивающая;
  3. воспитывающая.

Оборудование урока

1) Организационный этап

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа (возможные варианты):

  • по звонку найти свое место;
  • взаимное приветствие;
  • рапорт дежурного, определение отсутствующих;
  • запись числа;
  • настрой учащихся на работу, организация внимания;
  • проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
  • сообщение темы и цели урока.

2) Проверка домашнего задания

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты проверки домашнего задания:

  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный опрос с вызовом к доске;
  • фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
  • индивидуальный письменный опрос;
  • уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
  • практическая работа;
  • программированный контроль;
  • проверка тетрадей;
  • технические средства обучения.

3) Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:

  • загадка;
  • ребус;
  • кроссворд;
  • игра "Четвертый лишний";
  • словарная работа (связь с новым материалом);
  • проблемный вопрос.

4) Сообщение нового материала

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:

  • в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
  • самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника;
  • вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
  • чередование беседы и рассказа;
  • применение ТСО.

5) Закрепление полученных знаний

Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы:

  • беседа;
  • работа с учебником;
  • работа с тетрадью;
  • практическая работа;
  • программированные задания;
  • дидактические игры;
  • ТСО;
  • таблицы, схемы, тесты;
  • самостоятельная работа.

6) Подведение итогов

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

  • выводы;
  • вопросы на понимание изученного материала;
  • разбор и запись домашнего задания;
  • оценка работы учащихся.

При подготовке к уроку

следует помнить:

  1. Тема урока.
  2. Тип урока.
  3. Основная цель урока.
  4. Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
  5. Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
  6. Формы и методы обучения.
  7. Оценка учащихся.
  8. Анализ урока.

Типы уроков

  1. Урок изучения нового материала
  2. Урок закрепления знаний
  3. Урок обобщения и систематизации знаний
  4. Урок проверки и оценки знаний
  5. Комбинированный урок
  6. Урок-игра
  7. Урок-экскурсия
  8. Урок-диалог.

Этапы урока

  1. Организация начала урока
  2. Проверка домашнего задания
  3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
  4. Изучение нового материала
  5. Первичная проверка усвоения знаний
  6. Закрепление знаний
  7. Обобщение и систематизация знаний
  8. Контроль и проверка знаний
  9. Подведение итогов урока
  10. Информация о домашнем задании и выставление оценок.

Образовательные задачи:

  • формировать (формирование) у учащихся представления о …;
  • выявить (выявлять)…;
  • знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
  • уточнить…;
  • расширить…;
  • обобщить…;
  • систематизировать…;
  • дифференцировать…;
  • учить применять на практике…;
  • учить пользоваться…;
  • тренировать…;
  • проверить….

Коррекционно-развивающие задачи:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
  • коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
  • коррекция и развитие зрительных восприятий…;
  • развитие слухового восприятия…;
  • коррекция и развитие тактильного восприятия…;
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • воспитывать умение работать в парах, в команде;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить и т.п.

Требования к уроку

1. Общедидактические требования:

  • Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
  • Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
  • На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
  • Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
  • На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
  • На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
  • Урок должен быть оснащен:
  • техническими средствами обучения;
  • дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
  • весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
  • На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
  • Необходимо введение в обучение компьютеров.
  • На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
  • проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
  • соответствие мебели возрасту детей;
  • соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
  • соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований.
  • Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
  • оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
  • способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

2. Специальные требования:

  • Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
  • Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
  • Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
  • Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
  • Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
  • опора на более развитые способности ребенка;
  • Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:

  • - рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
  • - выбор цели и средств ее достижения;
  • - регулирование действий учеников;
  • - побуждение учащихся к деятельности на уроке;
  • - развитие интереса к уроку;
  • - чередование труда и отдыха.

Организовывать учебную деятельность на уроке приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач. Поэтому учителю приходится на уроке использовать приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре урока. Урок состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. Звенья урока также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру урока. Из-за чередования различных звеньев уроки различаются по типам.

В зависимости от задач в одних уроках этого типа главное место занимает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в третьих - повторение и систематизация усвоенного. Урок–экскурсия - это выход к месту объекта познания. Обучение на этом уроке осуществляется в виде наблюдения, беседы, действия. Экскурсия разделяется по содержанию на тематическую и комплексную и проводится на разных этапах обучения.

Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока умственно отсталого ученика.

Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

20.06.2018 04:38


Рекомендуем курсы ПК и ПП