СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Линейные алгоритм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная » Учебные планы

Урок информатики в 11-ом классе (4)

Линейные алгоритмы

Из материалов сайта Скородянской средней школы Губкинского района, Белгородской области

Цель урока:

  1. Изучить линейные алгоритмы. Проверить знания прошлого урока.
  2. Воспитание умения слушать учителя.
  3. Развитие познавательного интереса.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Основные понятия языка
  4. Домашняя работа.
  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Постановка цели урока.

Объяснение нового материала.

Линейные алгоритмы - это такие алгоритмы, когда действия выполняются в одну линию друг за другом.

Пример: Вычислить значение функции .

Линейный алгоритм реализуется на Бейсике следующим способом:

  1. Ввод исходных данных производится с использованием команды присвоения, или команды INPUT, или команд DATA, READ, RESTORE.
  2. Получение промежуточных данных, искомых результатов производится при помощи команды присвоения.
  3. Искомый результат выводится на экран при помощи команды PRINT.

В Бейсике имеется достаточное количество зарезервированных английских слов - команд и операторов.

Команды - это зарезервированные английские слова, которые влияют на выполнение всей программы. Например, RUN, LIST, NEW, DELETE.

Операторы - это зарезервированные английские слова, которые влияют на выполнение одной строки или группы строк. Например, INPUT, GOTO, LET, REM. Рассмотрим некоторые операторы:

INPUT a, b, c - оператор ввода данных, где a, b, c - переменные. Оператор INPUT останавливает выполнение программы и ждёт ввода данных. На экране в это время выводится символ "?", затем с клавиатуры необходимо набрать данные. Если данных несколько, то они набираются через запятую, в конце никакого знака (символа) не ставится. Переменные (данные) могут быть как числовые, так и символьные. В операторе INPUT в кавычках может быть подсказка, например, INPUT "Введите значения x"; x В этом случае после кавачек ставится ";" и набираются переменные. После того, как закончен ввод, необходимо нажать клавишу Enter.

PRINT "Выводимая информация" - оператор для вывода результатов на экран. После этого оператора в кавычках записывается то, что необходимо вывести на экран. Например, PRIINT "Сегодня 1 сентября". На экран будет выведено: Сегодня 1 сентября. Если после оператора PRINT стоит только переменная, тогда на экран выводится её числовое значение, если переменная числовая, или символы, если переменная символьная. PRINT x - будет выведено числовое значение x. A$="школа" PRINT A$ - будет выведено "школа".

Простые программы на Бейсике.

Пример:

Дана десятичная дробь. Округлить её с точностью до двух знаков после запятой.

Решение:

Пусть нам дано, например, число 4,6238. Умножим это число на 100. Получим 462,38. Прибавим 0,5, получим 462,88. Отбросим дробную часть и разделим на 100. Получим нужный результат округления. Описанный выше алгоритм даёт правильный результат, применительно к любой дроби.

На Бейсике этот алгоритм запишется следующим образом

10 INPUT"Введите_дробь";A 20 B=A*100 30 B=B+0.5 40 B=INT(B) 50 B=B/100 60 PRINT "Округлённая дробь-";B

Если программа написана на Turbo-Basic или QBasic –строки можно не нумеровать.

Наименьшее из заданных чисел определится по формуле На Бейсике соответствующий алгоритм запишется:

INPUT "A=";A INPUT "B=";B X=(ABS(A-B)+A+B))/2 Y=(A+B-ABS(A-B))/2 PRINT "X=";X PRINT "Y=";Y

Пример: Вычислить значение функции

при x=1,369;1,18;2,936;3,15

Решение:

В этом примере значения x уже заданы, поэтому целесообразней вводить их не с помощью оператора INPUT, а операторами DATA, READ. Для перевода десятичного лагорифма в натуральный следует воспользоваться формулой.

10 REM Вычислить значение функции 20 DATA 1.369,1.18,2.936,3.15 30 READ X 40 L=LOG(X)/LOG(10) 50 Y=(SQR(X)+X^2*L)/(2*X*L^2) 60 PRINT "X=";X,"Y=";Y 70 GOTO 30 80 END В этом примере использованы четыре новых оператора REM, DATA, READ и GOTO.

Оператор REM применяется для внесения комментариев в программу. Компьютером этот оператор не выполняется.

Операторы DATA и READ всегда применяются в паре. Формат их записи:

DATA(числовая константа, символьная константа в кавычках или без, но без запятых)

DATA 3, 1.25, "Номер телефона"

READ (переменная1, переменная2.) - этот оператор вводит данные из оператора DATA. 10 DATA 3,1.25,"Номер телефона" 20 READ X%,Y,A$

В этом примере X% присваивается 3; Y-1.25; A$ присваивается - Номер телефона. Кроме, рассмотренных выше в примере использован ещё один - оператор GOTO. Этот оператор передаёт управление той строке, номер которой указан за этим оператором. (В нашем примере строка 30). В процессе выполнения программы примера на компьютере, вначале оператор READ выбирает из DATA первое значение x и вычисляет функцию y, затем выводит полученный результат на печать. Потом в работу включается оператор GOTO, который передаёт управление 30 строке, то есть возвращается к началу программы. Далее, оператор READ выбирает следующее значение x из DATA. Затем процесс повторяется, пока не закончатся данные в DATA.

Домашнее задание.

  1. Вычислить значение функции для пяти любых значений x, используя операторы DATA и READ. Составьте алгоритм и программу.
  2. (Старинная задача). Три брата попросили хозяйку приготовить на ужин картофель. Пока хозяйка варила картофель, братья уснули; через час проснулся старший брат и, увидев на столе картофель, съел свою долю и опять заснул; через некоторое время проснулся второй и, не зная, что старший брат уже ел картофель, так же съел свою долю и заснул; наконец, проснулся младший брат и сделал тоже, что и старшие братья. Когда старший брат опять проснулся, то разбудил своих братьев, и тогда всё выяснилось; оставшиеся 8 картофелин поделили между собой средний и младший братья. Сколько штук картофеля подала хозяйка? Сколько из оставшихся 8 штук картофеля взял средний и сколько взял младший брат? Составьте алгоритм и программу решения этой задачи.
30.01.2020 17:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!