СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик сам учится. Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.
Народ давно подметил важность владения чтением, этим, как говорят о нем, общеучебным навыком, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из них, древнейшая: «На азбуке осекся – и цифирь не далась»,
Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нем уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельностям; в процессе чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы, установки; приводятся в активное состояние ранее накопленные представления и знания об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, о ранее прочитанном, прослушанном, просмотренном на TV, в кино, театре, на улице, мобилизуется лексика, тот запас слов, которым владеет читающий, накопленный им в процессе повседневных речевых, бытовых, индивидуальных и коллективных форм общения, активизируются усвоенные модели словоупотреблений, словоизменений и словообразований, модели построения предложений, текста и др.
Чтение, будь то общение с учебником, с книгой или периодикой – открывает перед учебником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний ребенка о себе, других людях, о мире.
Чтение, книга, - это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря ширя – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.
Вот почему в начальной школе столь большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения.
Литературное чтение обеспечивает детям общение с самыми разными, непременно чем-то особенными, замечательными людьми через созданное ими художественное произведение. На таких уроках ребенок приобретает способность, как можно более полноценно осваивать художественную речь писателя, обращенную к нему, учится понимать о чем, что, кто и как ему говорит автор. Постепенно в ребенке пробуждается интерес и внимание к собеседнику-рассказчику и к себе как слушателю. Прислушиваясь к себе, он пытается ответить на вопросы:
Замечательно по этому поводу сказал Д.С.Лихачев: «Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, - понимание жизни, всех ее сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, - одним словом. делает вас мудрым. Но все это дается вам только, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием.
Положительное отношение к чтению начинается с той минуты, когда:
Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребенок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребенка, заставит задуматься о чем-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребенка как открытие чего-то нового лично для него.
Как это сделать? Как привить ученику умение работать с книгой, пробудить любовь к художественному слову?
Сухомлинский пишет: «То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным»,
Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к чтении как уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.
Значение понятия «интерес» в педагогической психологии очень свободное. Этот термин употребляется для обозначения таких понятий как «понимание», «любопытство», «сосредоточение», «осведомленность», 2желание» и «мотивация». В теории учения И.Герберта именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации. Мы возьмем за основу общепсихологическое определение интереса как эмоционального переживания познавательной потребности. Важность создания условий возникновения интереса к учению и формирования самого интереса отмечалась многими исследователями. Ими были выделены следующие критерии:
Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.
Начало это системы – в семье. Прежде всего ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром еще в 16 веке были написаны строчки:
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.
И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребенка к книге.
1. Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребенка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В.Г.Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно «больше чувствовали»:
«Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время».
2. Другая особенность читателей младшего школьного возраста – отождествление художественного мира от реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом «наивного реализма». Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: «А это на самом деле было?».
3. Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и художественной детали. Ребенок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.
4. Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребенка жить в образе.
5. Последняя особенность читателя младшего возраста – отсутствие реакции на художественную форму.
В художественном произведении дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не вчитывают в тексте автора, не находят оставленные им «вехи», не вступают с ним в диалог. Строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы – ничего этого ребенок сам не замечает, а значит, пропускает мимо авторские «вехи», без осмысления которых не может быть понимания.
«Страна Литературия» - удивительная страна, куда попадают мои ученики, впервые переступив порог школы. Книжкино царство – мудрое государство. Здесь живут детские писатели XIX и XX веков. Они расскажут о своей биографии и творчестве для юных читателей. С портретов заглянут в детские глаза.
Книга – учитель,
Книга – наставник,
Книга – надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится
Если ты выпустишь книгу из рук.
Здесь живут мудрые пословицы о книге.
«Книга – твой друг, береги ее!»
«С книгой жить – век не тужить».
«Кто много читает, тот много знает».
«Книга – окно в мир, почаще заглядывай в нее».
«Книга подобна воде – дорогу пробьет везде».
«Книга – твой друг, без нее, как без рук».
Встретятся правила обращения с книгой.
1. Не забывай возвращать книгу в библиотеку вовремя.
2. Перелистывая страницы, не смачивай пальцы языком.
3. Не загибай страницы. Пользуйся закладкой.
4. Не перегибай книгу по корешку.
5. Не пиши и не рисуй в книге.
6. Не вырывай листы.
7. Не закладывай в книгу посторонние предметы.
Огромна по территория эта страна.
Познавательная область.
1 класс.
Родная школа, светлый класс,
Веселый круг друзей.
Как много впереди у нас
Счастливых школьных дней.
Любознательный край
2 класс
Мы без книги, как без рук,
Книга – это первый друг.
Ведь без книги как без света,
Как без доброго совета.
Увлекательная республика
3 класс
Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить.
Приключенческий автономный округ
4 класс
Книга все тебе расскажет,
С ней беседа не наскучит,
Край родной она покажет
И любить тебя научит.
И какая же страна без классной библиотеки. Ее нам помогают пополнять наши депутаты Совета МО «Володарский район»: Бидалиев Андрей Калиевич, Ажбаев Руслан Галимжанович; депутат Государственной Думы Астраханской области Дрыгин Борис Аркадьевич. Огромное им спасибо. Большое спасибо родителям.
Чтение – это нелегкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребенок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определенных навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя –найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?
Методике известны многие приемы отработки техники чтения, т.е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.
Главный из них – это многочтение, такой прием, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения. ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.
Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей ИНТЕРЕС к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на все новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и ПОЧЕМУ автор говорит об ЭТОМ, ПОЧЕМУ говорит именно ОН, ПОЧЕМУ говорит так, а не иначе и ПОЧЕМУ автору УДАЕТСЯ вызвать у читателей ТАКИЕ мысли и чувства.
© 2023, Якимова Анастасия Владимировна 75