СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическая работа при умеренной и тяжелой степени интеллектуальной недостаточности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическая работа при умеренной и тяжелой степени интеллектуальной недостаточности складывается из следующих задач: развитие артикуляционной моторики, развитие импрессивной речи, развитие экспрессивной речи (Л.А. Зайцева, В.И. Липакова, А.Р. Маллер, Л.М. Шипицына и др.).

1. Развитие артикуляционной моторики. Плохо координированные движения и мышечная слабость делают необходимым систематическое выполнение гимнастики органов артикуляции, развитие артикуляционных движений, необходимых для произношения того или иного звука. Учитывая, что у детей, кроме нарушения координации движений, мышечной слабости, часто имеются анатомические дефекты зубочелюстной системы, парезы, параличи, на начальных этапах целесообразно проводить пассивную артикуляционную гимнастику. Придание губам, языку, нижней челюсти того или иного положения лучше всего осуществлять не шпателем, а рукой, используя марлевую салфетку. Это растягивание губ в улыбку, поочерёдное поднимание и опускание нижней и верхней губы; поднятие кончика языка кверху, отведение его в сторону, отведение нижней челюсти влево, вправо и т.д. Затем постепенно нужно приучать ребёнка к активным движениям органов артикуляции. Упражнения выполняются перед зеркалом: учитель-дефектолог показывает ребёнку движения, которые следует произвести, предлагая повторить их. Упражнения следует строго дозировать, не переутомлять ребёнка, начинать с тех упражнений, которые у него легче получаются, и переходить к последующему упражнению только после того, как усвоено предыдущее. Учитывая, что у детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью лицо нередко амимично, необходима специальная тренировка мимической мускулатуры (надуть щёки, втянуть их; поднять брови, расслабить, нахмурить; сморщить лоб, расслабить; зажмурить глаза, прищурить один глаз, затем другой и др.). Все упражнения целесообразно проводить в игровой форме. Выбор игры и ее проведение должны осуществляться с учётом умственных и речевых возможностей ребёнка.

У многих детей крайне неразвита регулирующая функция речи. Они с трудом понимают устные инструкции. В таких случаях необходимо, чтобы ребёнок действовал вместе с учителем-дефектологом или по показу, а инструкции, сопровождающие артикуляционную гимнастику, должны быть короткими.

2. Развитие импрессивной речи. Для развития у ребёнка понимания речи требуется: взаимодействие ребёнка с объектами: другим лицом, предметами, с самим собой как объектом; выполнение словесных поручений взрослого; понимание речи как акта общения, ее активное восприятие и ответ. Понимание речи не возникает у детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью само собой, а развивается при активном участии взрослого.

У детей с грубым нарушением понимания речи работу по её развитию надо начинать с формирования невербальных форм общения. Прежде всего, следует научить ребёнка фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть при общении в глаза партнеру. Чтобы научить ребёнка устанавливать со взрослым зрительный контакт, концентрировать внимание на том, о чём говорят, необходимо ласково повернуть его голову к вам лицом, обращаясь к нему по имени и улыбаясь ему. Обращение должно быть тихим, спокойным. После того как установлен эмоциональный и визуальный контакт с ребёнком, надо учить его понимать жесты и выразительные движения (указательный, приглашающий жесты; кивок головой, выражающий согласие; покачивание головой, символизирующие неудовольствие, нежелание, отказ и т.п.).

Программа занятий по развитию навыков восприятия речи включает в себя следующие разделы:

умение слушать то, о чем говорят;

умение реагировать на жесты и выполнять простые указания;

умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно;

умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия;

умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов;

умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие местоположение предметов;

умение реагировать на разные грамматические формы;

умение понимать связное высказывание.

Для того чтобы эффективно пользоваться словами, ребёнок должен сначала научиться понимать значение каждого из них. Для понимания детьми смысла слов полезно на всех предметах обихода прикрепить таблички с написанными печатным шрифтом названиями: стол, стул и т.д. Показывая табличку, следует произносить написанное на ней слово и указывать рукой на предмет, который оно обозначает. Кроме того, можно прикрепить к стене таблички, на которых пишется слово и под ним изображается соответствующий предмет или наоборот - рисунок, а под ним слово.

3. Развитие экспрессивной речи. Большинство детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью могут научиться говорить. В тех редких случаях, когда это оказывается невозможным. Детей надо учить языку жестов и знаков. На занятиях по развитию экспрессивной речи первостепенную роль играет подражание речи педагога. Подражая, ребёнок учится произносить звуки, а затем составлять слова и предложения.

Занятия по развитию речи должны быть частью обычной повседневной деятельности. При проведении речевых занятий следует соблюдать основное правило: не принуждать, а побуждать ребёнка к речи, т.е. многократно повторять одни и те же слова, обыгрывая их в различных ситуациях, разговаривать с ребёнком о том, что его интересует, постепенно вовлекая его в разговор.

Развитие экспрессивной речи включает работу по формированию способности выражать свои желания сначала с помощью отдельных звуков, затем слов, относящихся к разным частям речи, словосочетаний, предложений, уметь произносить самые разные звуки, завязывать и поддерживать разговор. С детьми, у которых речь отсутствует, обучение подражанию должно начинаться с тех звуков, которые ребёнок уже умеет произносить. Разговаривая с ребёнком, надо делать паузы. Давая ему возможность произнести звуки по подражанию. Речевое подражание ребёнка обеспечивается «легкими», доступными для его произношения звукоподражательными словами или просто отдельными звуками, междометиями, криками, вздохами и т.п. Целесообразно звуки сопровождать действиями, т.к. в таком случае дети охотнее присоединяются к имитационным играм.

Развитие экспрессивной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью происходит в общении со взрослым, через организацию совместной с ним деятельности, посредством овладения действиями с предметами и игрушками, при самообслуживании. Основное, чего должен добиваться учитель-дефектолог от детей, - это не только умения произносить слова, но и осмысливать их, чтобы речь не превращалась в набор заученных и непонятных слов. Прежде всего, необходимо учить детей понимать и выполнять несложные инструкции: «Встань», «Сядь» и др., формировать умение общаться со взрослыми и детьми, обучать вопросно-ответной речи, диалогической речи, связному высказыванию с помощью взрослого. К методическим приемам формирования у детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью правильной речи относятся такие её виды, как сопряжённая, отражённая, хоровая речь с движением. При сопряженной речи ребенок вместе с учителем-дефектологом произносит ранее сказанную фразу, при отражённой - ребенок самостоятельно повторяет услышанное предложение. Эти приёмы способствуют формированию у детей неторопливого темпа, правильной артикуляции и дикции, соблюдению пауз, логического ударения. Для того чтобы повысить речевую активность рассматриваемой категории детей, нужно ставить детей в такие ситуации, когда речь необходима, включать речь в игру. Одновременно учитель-дефектолог ведёт работу по формированию словаря, основанную на изучении предметов и явлений окружающего мира. Главное требование при этом - максимально возможная наглядность. Следует также при каждой возможности выявлять причинно-следственные отношения между изучаемыми объектами. Необходимо обучать детей: соотносить предмет с его изображением, узнавать предмет по изображению и называть его; давать простейшую характеристику предмета по внешним и функциональным признакам; сравнивать предметы по их существенным признакам; употреблять в разговорной речи знакомые слова, используя предлоги, прилагательные и некоторые наречия; составлять простые предложения по демонстрируемым действиям, картинкам, вопросам логопеда.

Таким образом, специфика логопедической работы во вспомогательных учреждениях обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка с интеллектуальной недостаточностью, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

Категория: Логопедия
14.01.2016 23:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП