СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материальное положение учителя до революции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о материальном положении учителей относится к числу далеко не полно исследованных в научной литературе.

Средняя зарплата земского учителя (270 руб. в 1896 г.) превосходила среднюю зарплату индустриального рабочего (187 руб. в 1890 г.), и в ряде случаев этот разрыв был весьма и весьма существенным. Так, на 1890 г. в Санкт-Петербургской губернии среднегодовой заработок рабочего составлял 232 руб., в Московской - 167 руб. [17, с. 101]; в то же время Московское земство платило народным учителем по 300 руб., прибавляя за каждые три года службы по 50 руб., так что учитель со стажем 12 лет получал 500 руб., т.е. в три раза больше рабочего, а Петербургское земство установило минимальный размер оклада учителя начальной школы в 480 руб., а для окончивших гимназию, учительскую семинарию или высшие педагогические курсы - 600 руб. При этом каждые 5 лет прибавлялось по 80 руб., так что высшие оклады, выплачивавшиеся работникам со стажем 15 лет, равнялись соответственно 720 и 840 руб. [12, с. 169), т.е. в 3 - 3,5 раза больше, чем у рабочего. Исходя из цен 1890 г. [18], можно установить, что работавший в Московской губернии учитель начальной школы со стажем 12 лет на свою месячную зарплату в 41 руб. 67 коп. мог купить (или - или): муки ржаной - 758 кг, муки пшеничной - 336 кг, пшена - 588 кг, гречки - 513 кг, масла подсолнечного - 149 кг, масла сливочного - 52 кг, сыра голландского - 109 кг, говядины - 186 кг, баранины -213 кг, свинины - 153 кг, яиц - 1695 шт., сахара - 118 кг, кофе - 30 кг, чая - 11 кг.

Это в принципе нормальный уровень жизни (не будем забывать о бесплатной квартире), особенно если учесть, что рабочий каким-то образом ухитрялся прожить на втрое меньший заработок; но главное - народный учитель был государственным служащим, состоял в чине XIV класса (он получал действительный чин после 12 лет службы), носил мундир, был освобожден от воинской повинности (в мирное время), от исполнения обязанности присяжного заседателя и т.п., а также, в отличие от любого рабочего, не говоря уже о крестьянине, получал пенсию. Все это было весьма значимым стимулом для выходцев из семей духовных, мещан и особенно крестьян избрать себе учительскую карьеру.

Учителя гимназий и реальных училищ вплоть до начала XX в. получали жалование по штатам 1871 - 1872 гг., которые, в свою очередь, не превышали штатов 1864 г. В то же время цены отнюдь не стояли на месте: так, если в середине 60-х гг. XIX в. пуд ржаной муки продавался в Москве по 77 коп., то в 1890 г. его цена поднялась до 90 коп., а в 1912 г. составила 1 руб. 44 коп.; гречневая крупа за те же годы подорожала с 1 руб. 7 коп. до 1 руб. 33 коп. и 1 руб. 40 коп., говядина - с 2 руб. до 3 руб. 66 коп. и 5 руб. 85 коп. [19, с. 36 - 37). Только через 30 лет, в 1902 г., императорским рескриптом была признана необходимость увеличения содержания учебно-воспитательного персонала средних школ, и в 1903 г. через Государственный совет было проведено решение о выделении соответствующего кредита. Выплаты проводились в виде процентных прибавок весьма ограниченного размера (при этом многие категории преподавательского состава оказались исключенными). Наивысший размер прибавки, выплачивавшийся преподавателю гимназии или реального училища, прослужившему не менее 15 лет, равнялся 360 руб. в год

Этого было явно недостаточно, и в 1909 г. Министерство народного просвещения внесло в Государственную думу законопроект "Об улучшении материального положения служащих в средних общеобразовательных мужских учебных заведениях и окружных инспекторов". "Едва ли можно сомневаться в том, - говорилось в проекте, - что учительский труд принадлежит, наряду с немногими другими профессиями, к числу наиболее утомительных, тяжелых и истощающих; поэтому и для привлечения к педагогической деятельности желательных лиц необходимо не только дать преподавателям вознаграждение, обеспечивающее им безбедное существование, но и вселить в них уверенность, что, по мере прохождения службы, материальное благосостояние их будет увеличиваться." [20, с. 3]. Прохождение этого законопроекта затянулось, и только в 1912 г. соответствующий закон был принят. Впрочем, несмотря на задержку, закон оказался более благоприятным для учителей, чем проект, так как в окончательном варианте размеры зарплаты увеличились.

Учителя наук и языков с высшим образованием получали оклад в первые пять лет службы 900 руб., размер пятилетней прибавки равнялся 400 руб., так что преподаватель со стажем 20 лет получал 2500 руб.; учителя приготовительных классов и учителя наук и языков без высшего образования начинали с оклада 750 руб., размер пятилетней прибавки равнялся 200 руб., так что преподаватель с 20-летним стажем получал 1550 руб. Соответственно различалась и пенсия: у преподавателей с высшим образованием полный пенсионный оклад равнялся 1800 руб., у преподавателей без высшего образования - 1100 руб. Дополнительные уроки у первых оплачивались по 75 руб., у вторых по 60 руб. Наконец, классное наставничество, оплачивавшееся вплоть до 1912 г. в пределах всего 160 руб., стало оплачиваться в размере 600 руб. [21, с. 62; 22, с. 137].

Таким образом, максимальный размер учительской зарплаты мог теперь быть весьма существенным: учитель с высшим образованием и 20-летним стажем работы, проводивший 6 дополнительных уроков (сверх нормативных 12-ти) и исполнявший должность классного наставника, получал 3550 руб. в год. Для того, чтобы адекватно оценить эту цифру, следует заметить, что в том же 1912 г. средняя зарплата индустриальных рабочих в империи за год по разным отраслям варьировала от 156 до 400 руб., в среднем - 255 руб. В Московской губернии в 1913 г. среднегодовой заработок рабочих составлял 252 руб. 79 коп. Тогда же, в 1912 г., в Москве гречневая крупа продавалась по 1 руб. 40 коп. за пуд, пшено стоило 1 руб. 60 коп., мука ржаная - 1 руб. 44 коп., мука пшеничная - 2 руб. 60 коп., говядина - 5 руб. 85 коп., свинина - 7 руб. 31 коп., масло коровье - 17 руб. 83 коп., масло подсолнечное - 5 руб. 05 коп., яйца - 29 руб. 50 коп. за 1000 шт. [19, с. 37]. Таким образом, заслуженный учитель с зарплатой 295 руб. в месяц, что было в 14 раз больше средней зарплаты рабочего, мог купить (или - или): гречки - 3456 кг, пшена - 3020 кг, муки ржаной - 3356 кг, муки пшеничной - 1858 кг, говядины - 826 кг, свинины - 661 кг, масла коровьего - 271 кг, масла подсолнечного - 957 кг, яиц - 10000 шт. Даже начинающий учитель без высшего образования, не исполняя должности классного наставника и не ведя дополнительных уроков, получал за свои 12 уроков в неделю зарплату в 3 раза выше, чем среднестатистический рабочий, и на эту месячную зарплату можно было купить 175 кг говядины. Очевидно, что государство обеспечивало учительскому корпусу вполне достойный уровень жизни.

Совершенно другую картину представляло собой положение основной массы российских педагогов - учителей начальной школы. По официальным данным МНП [23, с. 518; 24, с. 194; 25, с. 194], в год свыше 1/3 учителей получали менее 200 руб., 1/4 учителей - менее 100 руб., довольно значительное количество педагогов получали менее 50 руб., а были и такие, которые денег вообще не получали (находились на натуроплате). С течением времени ситуация постепенно улучшалась: 3 мая 1908 г. был принят закон о ежегодном увеличении смет на начальное образование, в котором было совершенно недвусмысленно установлено, что размер учительского жалования должен быть "не менее" 360 руб. в год [26, с. 178]. По данным однодневной переписи 1911 г., средний размер заработной платы городских учителей составлял 528 руб. в год, учительниц - 447 руб., сельских учителей - 343 руб., учительниц - 340 руб. [21, с. 65]. В 1912 - 1913 гг. было проведено анкетирование учителей земских школ 279 уездов России относительно их заработной платы; было выяснено, что в 2 уездах оклад составлял менее 180 руб., в 34 уездах - от 180 до 240 руб., в 56 уездах - от 240 до 360 руб., в 178 уездах - 360 руб., в 15 уездах - свыше 360 руб. [27, с. 65]. Это был только основной оклад, но следует заметить, что многие земства выплачивали пяти- или десятилетние прибавки (по 10% от оклада или больше). Также прибавки, как правило, выплачивались учителям городских начальных школ. В течение последующих лет в законодательном порядке были установлены пятилетние прибавки в начальных училищах всех наименований и ведомств, было введено освобождение от платы за обучение в средних школах детей народных учителей и некоторые другие льготы. В 1914 г. Государственная дума одобрила закон об увеличении минимального учительского жалования до 480 руб., однако условия начавшейся Первой мировой войны помешали проведению этого закона в жизнь. Таким образом, не следует чрезмерно драматизировать ситуацию: конечно, зарплата народного учителя была небольшой, но не будем забывать, что реально он работал обычно с сентября - октября по апрель - май, в зависимости от района, так как сельские ученики посещали школу только во время, свободное от сезонных сельскохозяйственных работ. В течение 4 - 6 месяцев в году школа была закрыта (например, во Владимирской губернии в большинстве школ продолжительность учебного года колебалась от 126 до 175 дней в году, 55 школ имели 100 учебных дней, 23 - двести [16, с. 79]), и учитель мог заниматься другими видами деятельности - если, конечно, существовала такая возможность. Учитель жил на казенной квартире или в доме, предоставляемом сельским обществом; какого бы низкого качества ни было это жилье, но за него не надо было платить.

Плата за жилье отсутствовала в примерных расчетах учительского бюджета, но зато там присутствовали такие виды расходов, как затраты на приобретение книг, газет и журналов, одежду, обувь и белье, театр и развлечения, расходы на поездки, на помощь родным и даже на прислугу [27, с. 67]. Расходы на питание в этих расчетах составляли: для холостого учителя - 42%, для семейного учителя - 35,4%; реальная структура учительского бюджета в этом отношении не очень отличалась от расчетной - так, по обследованию Смоленского общества взаимопомощи учителей, учителя Смоленской губернии в 1913 г. расходовали на питание 45% своего бюджета, и даже в тяжелейших военных условиях конца 1916 г. этот показатель не превышал 50%

Это не так уж плохо, особенно по сравнению с позднейшими периодами истории российского учительства. Тем более с современными реалиями. Напомним, что дореволюционный российский учитель не был знаком с таким понятием, как квартплата. Наконец, вспомним, что средняя зарплата рабочего в Российской империи в 1912 г. равнялась 255 руб., а заплата основной массы учителей начальной школы держалась на уровне 360 руб. При средней продолжительности учебного года 180 дней и окладе 360 руб. учитель получал 2 руб. за свой рабочий день. А, например, сезонный сельскохозяйственный рабочий в Воронежской губернии в 1910 г. зарабатывал: на посеве - 65 коп. в день, на сенокосе - 80 коп., на уборке - 1 руб. Т.е. труд учителя фактически оплачивался в среднем в 2,5 раза выше, чем труд сельского наемного рабочего. В 1910 г. розничные цены в Воронежской губернии были таковы: картофель - 13 коп. за пуд, говядина - 4 руб. 50 коп., баранина - 4 руб. 15 коп., свинина - 4 руб. 95 коп., сало свиное - 8 руб. 05 коп., масло сливочное - 17 руб. [19, с. 37]. Таким образом, на свою месячную зарплату в 30 рублей воронежский учитель начальной школы мог купить (или - или): 3780 кг картофеля, 109 кг говядины, 118 кг баранины, 99 кг свинины, 61 кг сала, 29 кг масла. Это, конечно, не слишком большие цифры, но все же о настоящей "нищете" и "голоде" дореволюционных народных учителей (как они сами часто оценивали свое положение) говорить не приходится; все познается в сравнении, и впереди российских учителей еще ждали куда более тяжелые времена.

08.08.2016 07:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!