СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметный подход в обучении химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметный подход в обучении химии

Каршина Татьяна Евгеньевна, учитель химии

МАОУ Гимназия №1 города Балаково

(мой взгляд на личный вклад в образование по ФГОС)

С 2012 в гимназии начат постепенный переход на ФГОС основного общего образования, с 8 класса начинается ранняя профилизация. Гимназический компонент представлен элективными курсами по профилю обучения. Начиная с 2015 года, в гимназии происходит внедрение ФГОС основной общеобразовательной школы и я химии принимаю в этом участие. Перед учителем поставлены непростые задачи. Среди них – научить ученика учиться, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни. Всвязи с этим потребовалось изучение целевых ориентиров ФГОС и технологий, позволяющих реализовать Требования Стандарта. Выдвинутая мною гипотеза: через системно-деятельностный подход при обучении химии можно сформировать универсальные учебные действия, послужила поиску решения данной проблемы и созданию цикла занятий развивающего практикума «Пигменты растительного происхождения». Методика проведения проблемно-поисковых занятий по изучению бетулина, антоцианов, порфиринов, флавонов, флавонолов, пирокатехинов, хлорофилла, каротиноидов предполагалась для использования в процессе обучения химии как в урочное, так и во внеурочное время. Считаю, что развивающий практикум-основа формирования творческого мышления учащихся. Идея методической разработки состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся «открывают» их в процессе проблемно-интегрированного обучения. В ней предложено моделирование опытов по изучению: оптических свойств хлорофилла «Какого цвета хлорофилл?»; индикаторных свойств растительных пигментов «Влияние среды на характер изменения цвета пигментов»; обусловленности наличия белого цвета у растений «Опытное определение бетулина»; состава красящих веществ в вытяжках плодов и цветов «Качественное определение природных пигментов» и др.

Использование исследовательского метода нацеливает на приобретение у учащихся навыков творческого мышления через деятельность, моделирующую научную. Содержание занятий пронизано единством опытно-экспериментального и теоретического познания, что расширяет кругозор гимназистов и приобщает их к экологической культуре. Метапредмет «Проблема» лежит в основе построения занятий, а метапредметный тип интеграции позволяет деятельностно пересобирать учебный материал. При этом сокращается разобщенность, оторванность друг от друга предметов естественно-научного цикла. Учащиеся на своём личном опыте убеждаются в преобразующей силе науки, а метапредметность формирует у них многогранную картину мира.

В процессе внедрения занятий развивающего практикума «Пигменты растительного происхождения» в свою работу стала наблюдать повышение у гимназистов интереса к проектной и исследовательской деятельности в области химии и смежных с ней наук. Расширились рамки индивидуального и дифференцированного подхода при обучении химии. Через некоторое время потребовалась диагностика изучения количественной и качественной оценки сформированности исследовательской компетентности учащихся, которые наиболее активно принимают участие во внеурочной деятельности по химии. Диагностика проводилась совместно с психологом гимназии. Степень сформированности изучалась в зависимости от способов получения знаний, характера мотивов деятельности и степени проявления самостоятельности. Анализ «Результативной ведомости» показал, что в процессе сотворчества ученик-учитель должно происходить корректирование индивидуальной траектории самосовершенствования, самоизменения, саморазвития гимназиста и формирования его как личности. Применение диагностических методик подтверждает гипотезу о том, что можно сформировать УУД через системно-деятельностный подход.

Развивающий практикум «Пигменты растительного происхождения» помогает учащимся в выборе тем проектов, исследований и является точкой опоры в выборе будущей профессии. На занятиях учащиеся сначала получают первоначальные теоретические и практические знания по изучаемой теме. А в последующем - разрабатывают проектно-исследовательскую работу на основе проблемных вопросов и опытов конкретного проведенного развивающего практического занятия.

Интеграция химии с биологией, экологией, фармакологией, а также физикой, географией хорошо прослеживается на примере работ Хаустовой Александры о растительных пигментах, на примере флавоноидов и Пророковой Алины о природе полифенольных соединений, на примере экстрактов укропа.

Категория: Химия
20.05.2018 21:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП