СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметный подход в обучении способствует формированию ключевых компетентностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой педагогический стаж как учителя русского языка и литературы -40 лет. В своей работе я стремилась к тому,чтобы обучение на уроках не вело бы лишь к бесстрастному накоплению знаний,а способствовало самостоятельности мышления, формированию речевой культуры и грамотного письма. Очень помогает решать эти задачи метапредметный подход в обучении русскому языку и литературе.

Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Использование такого подхода способно сформировать у ребёнка представление о предмете, как о системе знаний о мире, выраженном в числах, телах, веществах, предметах. То есть метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося и обеспечить преемственность всех ступеней образования.

Чем же метапредметный урок отличается от традиционного урока? На что следует опираться?

Вот алгоритм разработки урока по формированию метапредметных компетенций, который, на мой взгляд, очень поможет учителю:

1.Формирование темы занятия. 2. Формирование предметных, метапредметных целей урока. 3. Выявление фундаментальных образовательных объектов, которые нужно отработать учащимся. 4. Определение способности учеников, на которые предполагается опираться. 5. Определение какой-либо проблемной образовательной ситуации.

Центром творческого метапредметного урока является именно проблемная образовательная ситуация. Для того чтобы урок получился содержательным нужно сформулировать одну или несколько основных проблем, которые способны помочь детям проявить себя. Проблема должна быть поставлена так, чтобы ученик захотел её решить, т.е. вызвать интерес у учеников. И проблема должна носить метапредметный характер. Задания для учеников должны быть чётко сформулированы на каждом этапе урока. Важно получить конкретный образовательный результат. Обязательно нужно продумать рефлексию учениками своей деятельности.

Одним из эффективных способов, формирующих метапредметные знания, являются интегрированные уроки, на которых развивается кругозор учащихся, интеллект, а также формируется в сознании целостная картина мира. Это уроки, где ученики применяют знания по истории, литературе и другим предметам. Например, интегрированный урок, где учащимся, перед тем как анализировать рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро», выявлять его особенности, необходимо представить свои знания об особенностях тайги, о приметах, по которым герой рассказа смог выбраться из леса. А значит обратиться к уроку географии, а возможно и к биологии. При изучении произведения «Песня про купца Калашникова», сопоставляя представления об образе царя в живописи, истории, литературе, учащиеся должны уметь обосновывать свою позицию, свой взгляд на историческую личность. Интеграция в уроки литературы сведений по истории, географии, живописи, архитектуре, музыке, театру, кино дает такие результаты обучения, которые проявляются в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выявлять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях; умение работать с разными источниками информации.

В формировании метапредметных компетенций учащихся очень эффективен метод исследования. Использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов. Урок-исследование отвечает критериям современного урока. Это урок-открытие нового. Это самореализация ученика. Это урок коммуникаций. Это урок-создание образовательного продукта: правило, алгоритм, сочинение, изложение.

Категория: Русский язык
20.11.2022 20:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!