СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Формирование универсальных учебных действий на уроках у младших школьников».
Актуальность методической проблемы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) говорит о том, что каждый человек должен получить образование, а государство должно этому помочь. Если мы обратим свое внимание на требования к структуре начального общего образования, прописанные во ФГОС НОО, то увидим, что «…программы формирования универсальных учебных действий обучающихся - обобщенных учебных действий, позволяющих решать широкий круг задач в различных предметных областях и являющихся результатами освоения обучающимися программы начального общего образования…». Из этого следует, что УУД являются результатам освоения программы. Из этого вытекает актуальность выбранной методической проблемы, которая направлена на решение данного вопроса. Таким образом, исполняется государственный образовательный заказ.
Существует концепция развития универсальных учебных действий (УУД), которая разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина). В ней раскрываются закономерности формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития. Кроме того, подходы формирования УУД рассматривались такими учеными как А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
Так же важным аспектом, определяющим формирование познавательных УУД у младших школьников является формирование умения учиться. Данным вопросом занимались многие психологи и педагоги (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др.). Они сделали вывод о том, что умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.
Как отмечает А.Г. Асмолов, формирование УУД происходит в ходе усвоения обучающимися различных дисциплин, запланированных учебным планом. При этом, в каждом изучаемом предмете и даже в каждой конкретной теме заложены свои особенности формирования УУД, в зависимости от содержания и форм организации учебной деятельности.
И.М. Осмоловская отмечает, что в процессе обучения ребенок усваивает предметные и познавательные действия. Можно сказать, что учебная деятельность (так же как и любая другая) включает в себя несколько компонентов — действий, операций, мотивов, задач. Можно выделить следующие характеристики деятельности обучения, которые отличают ее от других: – она сконцентрирована на освоение учебного материала, а так же решение учебных задач; – изучение научных понятий и способов действий; – обучение способствует личностному изменению в самих обучающихся; – данные изменения обучающихся происходят в психике и поведении и зависят от личной включенности в обучение и применение собственных сил и действий.
Структурные компоненты:
нормативная основа, рассматриваемого вопроса; научно-методический аспект, включающий в себя концепцию выводов и заключений ученых, которые ранее задавались данным вопросом; методическая «копилка».
Содержание структурных компонентов:
© 2025, Коневских Софья Алексеевна 101