СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая статья "Воспитание у обучающихся привычки к занятиям физической культурой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

К методам и приемам, способствующим формированию привычки у обучающихся регулярно заниматься физической культурой, относятся методы убеждения (беседа, лекция, информация, объяснение и т.п.), практические методы (показ, демонстрация, инструктаж, проверка знаний и умений, консультирование), пример, методы корректировки и стимулирования деятельности учащихся (поощрение и порицание). При использовании методов в комплексе и каждого в отдельности необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

Эффективность методов и проемов зависит от их рационального сочетания, от того, насколько каждый последующий прием или метод является логическим продолжением предыдущего в достижении главной цели урока.

Метод убеждения способствует формированию социально значимых мотивов возникновения привычки к занятиям физической культурой, развитию к ним интереса, вооружению учащихся необходимыми теоретическими знаниями в области физкультуры и спорта. Беседа, например, может выполнять и образовательную и воспитательную функцию, сообщая учащимся информацию, пополняя их теоретические знания, ознакамливая с теми или иными требованиями. Беседа помогает убедить учащихся в необходимости воспитывать в себе положительные качества личности. Постановка перспективы усиливает метод убеждения, конкретизирует цель приобретения знаний и навыков; дискуссия активизирует мышление учащихся, ориентирует их на самосовершенствование, способствует приобретению практики передачи информации, опыта и т.п.

Перспективные главные цели должны выступать не в ходе смутного ориентира, а иметь четкое, ясное и конкретное определение. При их формировании надо учитывать как общие характеристики учащихся (возраст, пол, физическую подготовленность и др.), так и индивидуальные особенности (интересы, желания, склонности, темперамент, отношение к занятиям физической культурой и спортом). Перспективная цель должна быть значимой для учащегося, в меру сложной, но в то же время доступной, чтобы учащийся верил в реальную возможность ее достижения, чтобы цель побуждала к преодолению трудностей на пути к ее достижениям.

Учитель на уроке, руководствуясь его задачами и целью, может использовать наиболее рациональную последовательность работы: разъяснение, доказательство, показ, практические упражнения с обязательным инструктажем (дозировка, темп, ритм упражнения). Эта последовательность позволяет планомерно, исходя из индивидуального уровня развития учащихся, формировать у них привычку регулярно заниматься физической культурой.

Очень важно умело пользоваться названными методами при сообщении теоретических сведений – разделах программы и при овладении физическими упражнениями. Проводя вводную беседу на уроке, учитель должен кратко сообщить об основных воспитательных и образовательных задачах физической культурой.

Пользуясь методом приемы, учитель рассказывает о спортивном пути выдающихся спортсменов, чемпионов Олимпийских игр, чемпионов мира. Цель таких рассказов – пробудить у подростков интерес и стремление к физическому самосовершенствованию.

На начальной стадии учащихся должен преобладать интерес к самому процессу занятий физкультурой в режиме дня. Поэтому занятия нужно строить и проводить таким образом, чтобы они оставляли в сознании учащихся глубокий след, при носили удовлетворение и были бы эмоционально притягательными, что создаст благоприятные возможности для все больших волевых напряжения при преодолении трудностей во время занятия физической культурой. Сформировать и вызвать интерес, привычку, потребность к занятиям физическими упражнениями – важная задача в волевой подготовке на начальном этапе, Большое значение имеют первые успехи и развивающиеся физические возможности учащегося, от которых зависит дальнейший рост показателей физического развития.

Прикладное значение физических упражнений надо тоже разъяснять на примерах из жизни. Они вызывают у учащихся желание быть сильными и ловкими. Вводная беседа, таким образом, способствует появлению у школьников увлечения, интереса, желания к систематическим занятиям физическими упражнениями.

К практическим методам, направленным на дальнейшее закрепление привычки самостоятельно заниматься физической культурой, относятся упражнения и тренировка. Методом упражнения следует направлять усилия учащихся на организацию мест занятий утренней гимнастикой, выполнение указаний учителя; формировать умение чередовать умственную и физическую работу, навыки, связанные с мыслительным процессом: анализа изучаемых упражнений, их сравнения, самоконтроля и контроля за полностью выполнения и т.п. Так, в водной части урока можно предложить учащимся проконтролировать темп, дозировку, очередность выполнения упражнений. Учащийся рассказывает о воздействии упражнений на организм. Способах определения нагрузки. Учитель и товарищи отмечают правильность ответа, выполнения, делают замечания. Практическое выполнение упражнений с группой позволяет правильно оценить ход самостоятельных занятий, степень выполнения учащимися физических упражнений в режиме дня.

Приемы: разъяснение, доказательство, показ, указание на самостоятельное выполнение упражнений помогут учащимся усвоить виды занятий в режиме дня, понять их прикладное значение и регламентировать время выполнения физических упражнений. Необходимость использования этих приемов диктуется тем, что в процессе формирования привычки у учащихся возникает потребность самостоятельно организовывать место занятий утренней гимнастикой, выполнять гигиенические требования, проводить активный двигательный отдых. Использование этих приемов поможет учащимся самостоятельно провести 7-8 упражнений, периодически обновлять комплексы.

Способствует формированию привычки заниматься физической культурой и такой прием, как предложение выполнить усложненное упражнение, комплекс упражнений в разброс или в обратной последовательности–это усугубляет знания и совершенствует умение, навык, повышает активность учащихся на уроке и вызывает интерес к выполнению упражнений.

Осознанность получаемых знаний, умений и навыков на уроках разъясняются вместе с показом. Они будут способствовать определению и постепенной ликвидации самими учащимися недостатков в развитии своих физических качеств (силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости), развивать умение последовательного овладения ими и их закрепления. Указания на практическое применение упражнений должно способствовать осознанному и самостоятельному овладению жизненно-важными физическими качествами, необходимыми в дальнейшей трудовой деятельности учащихся, сохранению их здоровья.

В процессе овладения учащимися теоретическими знаниями необходимо чаще применять приём комментирования, сочетать рассказ с демонстрацией упражнений. При выполнении учащимися упражнения учитель называет, разъясняет и доказывает полезность занятий этим упражнением, комментирует технику его выполнения, указывает на прикладное значение, допущенные ошибки, и по окончании показа объясняет пути их исправления. К комментированию упражнений надо постепенно привлекать учащихся, давать им специальные задачи. Приём комментирования способствует закреплению знаний, умений, навыков. Усвоенными следует считать те сведения и практические действия, которые учащиеся твёрдо уяснили, свободно могут передать словами, умеют самостоятельно выполнить и применить на практике, в школе и дома.

Очень важно определить необходимое количество повторений упражнения. Главное в этом повторении – закрепление изученного двигательного действия на практике, при организации активного отдыха. Повторение является одним из важных условий формирования навыков, умений, лежащих в основе привычки. Приёмы повторения различны – выполнение по образцу, из разных положений, повторение одного и нескольких упражнений сразу и т.п. При выполнении нередко возникают трудности : с одной стороны, нужно обеспечить учащимся достаточное количество повторений упражнений, которые способствовали бы формированию привычки заниматься физкультурой, с другой – ограниченное время урока не позволяет задерживаться на многократном повторении. В решении этого вопроса играет применение наглядности – схем, плакатов, а также музыкального сопровождения, выполнение упражнений по слову учителя. Эти примеры стимулирует восприятие учащихся, способствует запоминанию, сознательному усвоению учебного материала.

Пути активизации формирования привычки.

Процесс запоминания и воспроизведения информации по физической культуре зависит от направленности сознания учащегося, умения концентрировать его на выполняемой деятельности, на значимости тех или иных факторов в достижении результатов физического развития, а также от эмоционального фона, на котором протекают волевые усилия. Они являются по своей природе целенаправленными и сознательными, состоят из следующих звеньев: пробуждение, наличие цели, средств и способов её достижения; решение выполнить данное действие; волевое усилие; выполнение принятого решения.

Широкая информация об упражнениях и большой их выбор позволяют учащимся постоянно пользоваться ими во время занятий физической культурой. Вопрос только в том, как учащемуся запомнить весь арсенал упражнений, различные комбинации и постоянно их применять, организуя свой двигательный досуг. Для этого целесообразно пользоваться приёмом зарисовки отдельных упражнений и их комбинации. Это поможет запомнить последовательность их выполнения. Кроме того, графическое изображение движений повышает интерес к занятиям, к уроку в целом.

На уроке обучение общеразвивающим упражнениям можно проводить в такой последовательности: сначала 4-5 упражнений предложить всему классу, затем выполнять упражнения, который каждый подготовил дома для развития индивидуальных качеств. Учитель при этом избирательно оценивает выполнение, учитывая новизну упражнения, помогает устранить те или иные ошибки. Важно добиться, чтобы учащиеся при выполнении утренней гимнастики дома, наряду с усвоением двигательных действий, запоминали порядок выполнения, правильно определяли дозировку.

Ряд упражнений на развитие равновесия, ловкости, гибкости вызывают у некоторых чувство боязни при выполнении, что мешает дальнейшему внедрению их в быт школьника. Рассеять эти опасения при изучении таких упражнений помогают приемы разъяснения, способствующие воспитанию настойчивости, силы воли, смелости. Важно также при этом соблюдать принцип посильности выполнения упражнений, постепенного перехода от простых к сложным действиям. Нарушение такой последовательности, включение сразу сложных упражнений может привести к невыполнению их и вселить неуверенность в своих силах, погасить интерес к занятиям физической культурой.

Хороший результат дает включение в занятия элементов игры, романтики, создание ситуаций, требующих проявления волевых качеств. При овладении сложными упражнениями целесообразно пользоваться приемом сравнения: например, «катящийся обруч» при изучении переворота боком –«колесо», стойку на лопатках учащиеся знают,как «березка». Сравнения способствуют эмоциональному восприятию учебного материала, повышают интерес к занятиям.Приучая к точному управлению движениями, следует обращать внимание учащихся на правильное воспроизведение демонстрируемых учителем действий.

В ходе формирования привычки заниматься физической культурой надо использовать разметку спортивного зала, разъяснять учащимся полезность ее применения в самостоятельных упражнениях.

Вызывает интерес и способствует закреплению привычки рационально пользоваться физическими упражнениями элемент новизны. Так, при закреплении уже известного упражнения, его можно выполнить в разном темпе, из разных положений, и т.д., рекомендовать выполнять в разных условиях- на отдыхе, в лесу, в туристическом походе и т.д.

Формированию привычки заниматься физкультурой способствуют также приемы самооценки движений при овладении упражнениями. Умению самооценки лучше всего обучать при выполнении простых упражнений, например, найти ошибку в выполнении стойки на голове, определить причину падения вперед или назад; проверить. Правильно ли выполнена группировка, как проведено финальное усилие в метании мяча и т.д.

Формулирующийся в процессе выполнения таких заданий навык самостоятельного выбора способов выполнения упражнений приучает к анализу двигательных действий, вырабатывает умение находить и исправлять допущенные ошибки. Это, в свою очередь, воспитывает привычку к постоянному самоконтролю за выполнением упражнений. Привычка заниматься физической культурой на перемен, при выполнении домашних заданий позволит учащимся рационально использовать время для активного отдыха.

Среди приемов, повышающих интерес к физической культуре, большое значение для формирования названной выше привычке имеет обучение навыкам анализа и выполнения правил соревнований по легкой атлетике, плаванию, баскетболу и т.д. Применение этих методов, знание правил соревнований, активизирует восприятие учащихся на уроке, стимулирует к занятиям физкультурой в режиме дня, к участию в соревнованиях.

Контроль и самоконтроль в формировании привычки.

В формировании привычки заниматься физкультурой большую роль играет систематический контроль учителя за выполнением физических упражнений в режиме дня. Например, учитель перед игрой может раздать команде карточки с написанными фамилиями, каждый проставляет порядковые номера, допустим с 1 по 10. Первые места получают те участники соревнований, которые не пропускают тренировок, постоянно делают утреннюю гимнастику, выполняют домашнее задание по физической культуре. Не участвуют в соревнованиях нарушители режима дня. Уместно создавать игровые ситуации в определении спортивных отношений, возникающих на соревнованиях разного ранга и в быту.

Одним из видов контроля является также анализ записей в дневниках самоконтроля учащихся. Анализ дневников можно проводить по такой, примерно, схеме: определение правильности записей порядка выполнения упражнения, дозировки в соответствии с индивидуальным физическим развития учащегося и заданиями учителя; проверки правильности введения самоконтроля и учета физического состояния организма, соблюдения гигиенических требований; проверка систематичности занятий физической культурой в режиме дня, участие в физкультурных и спортивных мероприятиях, выполняет ли учащийся обязанности судьи или инструктора-общественника, поручения учителя, класса и т.д.

Использование приемов самоконтроля, взаимоконтроля и контроля со стороны учителя, ведение дневников двигательной активности помогает учащимся овладеть умением самонаблюдения за своим физическим развитием, дать характеристику влияния упражнений на организм, умело чередовать умственный и физический труд. Это умение помогает найти время для самостоятельных занятий пятью- шестью видами физической культуры в режиме дня. Решению этих задач будет способствовать организация взаимопомощи при выполнении упражнений на всех этапах урока. При этом надо учитывать характерные особенности приемов взаимообучения, вторичного просмотра упражнений. Указания на допущенные ошибки в технике их выполнения. А приемы «зеркального выполнения» нужно тогда применять, когда одна группа учащихся выполняет общеразвивающие упражнения или, например, стойку на голову, а другая наблюдает и исправляет ошибки, контролирует, страхует. Очень важно, чтобы помощь оказывали учащиеся по личной инициативе, а не только по предложению учителя. Создание в ученическом коллективе атмосферы дружбы, добровольной взаимопомощи дает возможность комплектовать группы для совместного выполнения домашних заданий по физической культуре.

Особенности формирования привычки.

На формирование привычки заниматься физической культурой положительно влияет постановка цели – равняться на лучших учеников. Надо стимулировать это желание, ставить в пример отличников учебы, лучших спортсменов класса, школы.

Целенапревленная работа по формированию привычки заниматься физкультурой, использование соответствующих методов и приемов требуют определенного количества времени. Источникам его на уроке могут быть : а) заблаговременная (до начала урока) подготовка спортивного зала. Спортплощадки, необходимого оборудования согласно теме урока, основной его цели и конкретным задачам формирования привычки; б) экономное использование времени на подготовку учащихся к уроку; в) краткое и содержательное объяснение учителем нового материала; г) рациональное количество повторений каждого упражнения; д) увеличение моторной плотности урока при разучивании и совершенствовании упражнений путем деления класс на 10-12 групп по 3-4 человека.

Такая организация учебного процесса на уроке обеспечивает условия формирования привычки к занятиям физической культурой в режиме дня, дает направление как мыслительной. Так и практической деятельности школьника. Установлено, что обязательной составной успеха в работе по формированию указанной выше привычки является соответствующая направленность в использовании методов и приёмов воспитания, позволяющая применять их в различных условиях жизни с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, уровня развития коллектива и т.п. Так, метод примера можно использовать в учебной или во внеклассной работе для конкретизации цели занятий физической культурой, постановки перед учащимися близкой или дальней перспективы. Методы корректировки и стимулирования, инструкции, требования, поощрения и наказания активизируют мышление и действие учащихся; общественное мнение способствует выполнению и учебных, и воспитательных задач, превращению коллектива в субъект воспитания.

В оценочных суждениях обучающихся большое место занимают такие качества взрослого человека и сверстника, как сила, ловкость, выносливость и др. В обладании этими качествами они видят путь к самоутверждению в коллективе класса. Педагог должен использовать это как стимул к физическому совершенствованию, ориентируя учащегося на положительный пример товарища, учителя, родителей и указывая пути достижения цели – занятия в спортивных секциях, планирование режима дня и т.п. Подход тут должен быть сугубо индивидуальный; одних можно увлечь общественной работой – выполнением обязанностей судьи и инструктора-общественника на занятиях кружков физической культуры, группы ОФП, спортивных секций, других – туристическими походами, третьих стоит включать в организацию физкультурных праздников, утренников. Надо учитывать, что учащиеся охотно занимаются теми видами физической культуры, которые им доступны, где они могут с успехом проявить свои возможности.

Для закрепления привычки очень полезны групповые задания – выполнение их создаёт благоприятные условия для взаимопомощи и взаимоконтроля за выполнением утренней гимнастики, физкультурных минуток, пауз, домашнего задания. К тому же деятельностью такой микрогруппы учителю легче руководить.

Формирование привычки к занятиям физической культурой у школьников во внеклассной работе.

Исходным пунктом внеклассной работы с учащимися являются требования программы по физической культуре. Предъявление педагогическим коллективом единых требований к выполнению учащимися режима дня, включение их в физкультурно-массовые мероприятия обеспечат верное направление в развитии коллективных традиций, которые станут основой формирования и закрепления у учащихся привычки к занятиям физической культурой в школе и в быту.

Внеклассная работа по физической культуре должна расширить и углубить достигнутое на уроках. Во внеклассные занятия физкультурой целесообразно вводить игровые элементы, например, соревнования под девизом: <<Выполни сам и научи товарища>>. Это соревнование должно включать обязательство школьников по улучшению занятий физической культурой, в режиме дня, которое они брали и записывали в дневник самоконтроля. Согласно условию соревнований каждый должен самостоятельно контролировать правильность выполнения различных упражнений в режиме дня, оценивать степень владения ими в соответствии со взятыми индивидуальными обязательствами.

Требования к выполнению физических упражнений в виде соревнований обязывает учителя самому включаться в них и проявлять заинтересованность

В конечных результатах. Правильно организованные занятия физкультурой и соревнование становятся стимулом и превращает эти занятия в полезную традицию коллектива, семьи, личности, в ежедневную потребность учащегося.

Организуя массовые занятия учащихся в группах общей физической подготовки (ОФП), параллельно надо продолжать подготовку их к участию в общественной работе по физической культуре. Доказано,что что учащиеся лучше овладевают умениями на занятиях физического кружка, спортивной секции при условиях правильного и многократного показа и объяснения упражнения, оказания помощи, страховки.

Воспитывая у школьника интерес к занятиям физическими упражнениями, необходимо активизировать также стимулы деятельности, как желание оправдать доверие, не уронить в глазах товарищей собственного достоинства. Это особенно важно в работе с учащимися, которые нарушают режим дня, нерегулярно выполняют домашнее задание по физкультуре. Положительные результаты дает требование в виде просьбы, а также метод поощрения.

Изучение учителем межличностных отношений в классе позволит команде определить в коллективе лидера-организатора, который сам проявляет активность в физкультурной работе и вовлекает в эту работу других ребят. Задача учителя – помочь такому организатору в его начинаниях.

На различных занятиях кружков физической культуры, в спортивных секциях, соревнованиях, следует применять поисковый метод. Применение поискового метода в работе по формированию привычки к занятиям физкультурой надо осуществлять и при выполнении домашнего задания по физической культуре, организации активного отдыха, проведении семейных прогулок, походов, а также на занятиях спортивных клубов по интересам.

Использование различных методов и приемов в процессе формирования привычки заниматься физической культурой предусматривает учет индивидуальных особенностей умственной деятельности учащихся, их эмоционально-волевых качеств, развития двигательных действий. В целенаправленном применении методов воспитания привычки надо четко представлять ход этой работы, предусмотреть в ней место, последовательность применения описанных выше методов, их целесообразное сочетание в течение всего учебного года.

Программа и критерии результативности формирования привычки к занятиям физической культурой у учащихся.

Категория: Физкультура
11.01.2023 20:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!