СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы работы с текстом на уроках Литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомление учителей начальных классов с методами и приёмами работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Задачи: - показать варианты применения приемов работы с текстом в своей практической работе; - доказать важность использования подобных методов и приёмов на уроках в начальной школе. Оборудование: презентация, раздаточный материал для организации работы в группах. Целевая аудитория: учителя начальных классов.

В стандарте начального общего образования по литературному чтению записано: «Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования направлено на достижение овладения навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников».

Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала. В связи с этим я поставила перед собой проблему:

Как сформировать навык смыслового чтения: читать бегло, правильно, сознательно и выразительно.

На уроках литературного чтения я использую различные методические приемы, направленные на совершенствование детской речи,

На этапе «Пятиминутка чтения» использую скороговорки. Они помогают детям быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Скороговорки учат чёткому и внятному произношению. Они помогают овладеть техникой речи. В процессе этой работы развивается речь, память и мышление, детям становится легче усваивать учебный материал, преодолевать трудности, высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми.

Урок литературного чтения – это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения, которые и позволяют нам развивать ключевые компетенции учащихся.

Чтобы добиться хороших результатов, я в течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:

чтение вслух;

чтение про себя;

жужжащее чтение;

хоровое чтение;

чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);

чтение в темпе скороговорки;

бинарное чтение (два ученика одновременно);

«Прыжки» (через слово, через строчку);

«Прятки» (найти слово с определённым признаком);

«Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);

Одним из любимых упражнений детей является «Ловушка». Я читаю стихотворение, заменяя некоторые слова и выражения. Дети замечают и исправляют ошибки в чтении.

Для формирования навыков выразительного чтения использую следующие методы и формы работы:

выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;

выделение голосом различных слов в предложении;

работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);

чтение одного предложения с разной интонацией;

чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика);

по ролям;

инсценирование;

конкурс чтецов.

- артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;

- чтение скороговорок;

- упражнение «Окончания» (повышенное требование к чёткости окончаний слов; упражнение длится не более 30 секунд);

- выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;

- упражнение «На одном дыхании» (сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца);

- разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса);

Основная задача урока не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления. В течение урока веду работу над развитием речи и творческого воображения в процессе анализа литературного произведения.

Использую следующие упражнения для понимания смысла текста:

работа над лексическим значением слов;

работа со словарём

озаглавливание текста;

составление плана или нахождение ключевых слов;

определение темы, главной мысли;

фантазирование с опорой на иллюстрацию, а так же при изменении одного из условий или же придумать продолжение рассказа;

выборочное чтение;

подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока.

На реализацию этой цели направлена технология продуктивного чтения, которая реализуется поэтапно с 1 по 4 класс.

Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель - прогнозирование предстоящего чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.)

Этого нет в наших учебниках, но это необходимо для подготовки речевого аппарата к чтению.

1.Заполнение буквенных пропусков.

Родился зай… в лесу и всего боял…. Треснет где – ни… сучок, вспорх… пти…, упадёт с дере… ком снега – у зайчи… душа в пят….

Боял… зай… день, боял… два, боялся неде…, боял… год; а потом вырос он боль… и вдруг надое… ему боя….

2.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.

Ма/ши/на, ку/ни/ца, чер/ный, мед/ведь, со/ро/ка.

Ма-ши-на, ку-ни-ца, чер-ный, мед-ведь, со-ро-к а.

3.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

ПЫлеСОС СНЕ | ГО | ПА | ДЫ

ВоРОбьИ ЗА – МО - РОЗ - КИ

4. Упражнение «Молния»

Суть его в том, что сначала дети читают в обычном режиме. Затем по команде ускоряются

5.Чтение с закладкой.

Прочитанные слова закрываются закладкой. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

6.Чтение «наоборот».

К.Д. Ушинский «Васька».

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да ретих; лапки бархатные, котогок остер. У Васютки икшу чутки, ысу длинные, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, икзалг закрывает, песенку тёоп, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, икбуз-то кривые, когти выпускные!

7. Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений.

Задания на этом этапе урока направлены на постановку целей урока, определение тематической направленности текста, выделение его героев по названию произведения, определение автора, нахождение ключевых слов, соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.

Задание:

Предположите, о чём и о ком этот текст?

по его названию;

по иллюстрациям к тексту;

по выделению героев произведения;

по выделенным словам.

Постановка целей урока. Определение тематической направленности текста

Выделение его героев по названию произведения.

2 Этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста на уровне содержания.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы работы с текстом.

  • Первичное чтение текста. (См. приложение).
  • Самостоятельное чтение (дома или в классе).
  • Чтение с остановками.
  • Словарная работа.
  • Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
  • Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  • Перечитывание текста. (См. приложение)
  • Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.
  • Постановка вопросов к тексту и к автору.

Приёмы работы с трудными словами

Остановимся на деятельности, имеющей немаловажное значение при анализе текста, как работа с трудными словами. Рассмотрим этот вопрос поэтапно. Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для младшего школьника.

  • Игры-задания, кроссворды.
  • Ребусы, анаграммы.
  • Найди в предложениях.
  • Впиши в предложения подходящие по смыслу слова.
  • Замени словосочетания одним словом.
  • Закончи предложения.
  • Закончи фразеологизмы подходящим по смыслу словом.
  • Подумай и запиши.
  • Знакомство с новыми словами в форме путешествия.

Существуют методические приёмы работы над лексическим значением нового, непонятного слова:

  • показ предмета или действия, обозначаемого словом;
  • показ рисунка или иллюстрирование;
  • подстановка синонимов;
  • способ логического определения;
  • введение новых слов в предложение;
  • объяснение значения слова через словообразовательный анализ;
  • выяснение значения слова по толковому словарю.

3 этап. Работа с текстом после чтения

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Приемы работы.

  • Постановка проблемного вопроса к тексту.
  • Диалог, дискуссия.
  • Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. (См. приложение).
  • Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.
  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.
  • Выполнение творческих заданий.

Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Обратимся к традиционным видам творческих заданий.

  • Графическое иллюстрирование

Творческая работа, способствующая развитию умения интерпретировать художественное произведение. Работа по иллюстрации текста увлекательна и интересна, т.к. способствует не только глубокому, детальному прочтению произведения, но и развитию воображения, умения передать образ через рисунок.

  • Словесное иллюстрирование (рисование)
  • Творческий пересказ, драматизация.
  • Творческие задания игрового действия
  • Составление сказочных объявлений и телеграмм:

Лечу зверей и птиц.

Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр.

Меняю старое разбитое корыто на квартиру или дом.

Желающих приобрести живой будильник, просьба обращаться в сказку А.С. Пушкина.

  • Составление кроссвордов.
  • Составление викторин.

Актуальны виды творческих заданий, предполагающих работу дома, или на уроках творчества, а также во внеурочной деятельности:

  • книжки – самоделки;
  • лепка и аппликация.

Используя технологию критического мышления, представим приёмы работы с текстом.

  • Прием «Составление кластера»

В переводе означает «пучок», «созвездие».

  • Прием «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Дети выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

  • Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»

Прием «Знаю – хочу знать – узнал» - сокращенно ЗХУ — интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Это очень удобный способ систематизации изучаемого материала. При применении таблицы ЗХУ в учебном процессе происходит двустороння активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.

В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали. В зависимости от возрастной категории учеников, таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям. Так, например, в начальных классах проще будет применить следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным». Главное, помнить о цели метода — развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией.

«Корзина идей»— прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

Приём «Корзина идей»

В корзину идей можно «сбрасывать»:

понятия,

мнения,

имена,

факты,

проблемы,

имеющие отношение к теме. Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.

  • Приём «Дерево предсказаний»

Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа.

На доске прикрепляется силуэт дерева:

Ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают неоднозначность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно,…» Количество ветвей не ограничено.

Приём «Дерево предсказаний» Целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий. В качестве аргументов важно использовать материалы учебника и материалы средств массовой информации. Глубже вникать в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать.

Написание синквейна

  • Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

  • Прием «Ключевые слова»

Ученикам предлагается подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном материале. Будет лучше, если указать и количество таких слов. Например, шесть.

Дети должны обосновать свой выбор: в связи с чем они выбрали эти слова. Организуется обсуждение. Очень важно, чтобы оно имело место. В ходе дискуссии идёт не только многократное повторение данного информационного материала, но и осмысление значения выдвинутых слов.

В результате обсуждения на доске или в тетради фиксируются «ключевые слова». На последующих уроках можно написать их на доске, или произнести устно. Дети должны объяснить, в связи с чем упоминались эти слова. Полный ответ не требуется. Происходит своеобразная разминка перед более полным повторением ранее изученного материала.

Приём «Кубик Блума»

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

Работа с кубиком строится следующим образом:

Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.

Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих уроках, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Формулировки вопросов для детей 1-2 класса лучше упростить.

Можно назвать грани фигуры так:

Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);

Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);

Используй (дети показывают, как можно применить предмет);

Оцени (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Приём «Составление лэпбука»

Этот приём работы всегда сопровождается повышенной активностью детей, формирует умение работать в группе. Применяется при закреплении и обобщении учебного материала или в проектной деятельности.

Что такое лэпбук? Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, подвижными деталями, окошками в которые помещаются материалы на выбранную тему.

Завершающим этапом каждого урока является учебная рефлексия. Она направлена на выявление затруднений, проблем, ошибок и выяснение их причин. Задаю вопросы:

- Какие задания вызвали затруднение?

- В чём затруднение?

Важнейшими показателями результативности уроков литературного чтения являются осмыслинность и самоконтроль в читательской деятельности младших школьников. Постоянно задаю вопросы, которые помогают осмысливать свою работу и контролировать её ход.

Характерны ответы: «Мне нравится читать, я становлюсь лучше», «Читать интересно, я узнаю много нового», «Чтение помогает хорошо учиться» и др.

Методы и приемы преподавания литературы в начальной школе сегодня должны вписаться в живой процесс, в постоянно меняющиеся условия, когда один и тот же способ работы может быть или методом, или приемом.

20.11.2021 21:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!