СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы музыкального воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Методы музыкального воспитания представляют собой разнообразные способы руководства процессом музыкаль­ного воспитания, направленного на формирование личности и всестороннее музыкальное развитие ребенка до­школьного возраста. Методы музыкального воспитания осуществ­ляются в условиях непосредственного контакта педагога с деть­ми, его влияния и действенной помощи в процессе их актив­ной учебной и самостоятельной музыкальной деятельности.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей каждого периода дошкольного детства и в связи с этим уро­вень общего и музыкального развития, педагог целенаправленно создает обстановку музыкальных занятий, обеспечивающую об­щую музыкально-творческую направленность всей деятельности детей в процессе их общения с музыкой. Музыканты-педагоги в первую очередь используют для работы с детьми произведения, отображающие важные события в жизни народа, его героическую историю, произведения, отражающие кар­тины и явления природы, народную музыку. Музыкальный мате­риал для детей также тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной ценности.

Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим художественно-педагоги­ческим требованиям:

быть высокоидейными, способствовать пробуждению и раз­витию гуманных чувств;

быть художественными;

эмоционально насыщенными;

содержательными и занимательными по сюжету;

мелодичными;

простыми по форме и доступными по содержанию.

Но не только разнообразный по тематике и художественный по форме музыкальный материал оказывает воспитательное воздей­ствие на детей. Этому способствуют и методы его преподнесения. Музыка, вызывая многообразные настроения, эмоции, чувства ребенка под влиянием близких, знакомых ему художественных образов музыкального произведения, определяет своеобразие наглядно – слухового метода в музыкально-эстетическом воспитании. Однако во­сприятие музыкальных образов всегда связано с художествен­но-образным мышлением, конкретно-чувственным проявлением мысли. Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.

Мысль, слово – это вторая ступень позна­ния. Слово педагога помогает ребенку понять идею и содержа­ние музыкального произведения, убеждает в верности его восприя­тия. Отсюда следующий метод – словесный, обращенный к сознанию ребенка, углубляющий его сопереживание художест­венного музыкального образа, придающий ему осмысленность, убеждающий в его правдивости. Для словесного метода характерны следующие приемы: объяснение, пояснения, указания, поэтическое слово, беседа.

В процессе восприятия, эмоционально сопереживая образы музыкальных произведений, ребенок осмысливает их. Он нахо­дится под влиянием художественного музыкального образа, си­ла которого вызывает к нему соответствующее эстетическое от­ношение. Постепенно ребенок подходит к отражению сопереживаемых художественных образов в доступной ему исполнительной деятельности – в пении, музыкальной игре, танце, игре на детских музыкальных инструментах. Выявляется третий - художественно-практический метод, имеющий в своей основе музыкальную творческо-исполнительскую деятельность, тесно связанную с процессом обучения. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений. Она дает ребенку возможность действенной проверки правильности музыкального восприятия и художественной мысли в активной, разносторонней и самостоятельной деятельности. Наглядно-слуховой, словесный и художественно-практический методы в педагогическом процессе взаимосвязаны. Применение каждого из указанных методов и их сочетание в каждом отдельном случае зависит от конкретных педагоги­ческих задач, содержания и сложности музыкального произве­дения, учета возраста, уровня общего и музыкального развития детей, степени усвоения ими музыкального материала, прояв­ления интереса, индивидуальных особенностей ребенка. Следует учитывать и возникающее у детей в процессе за­нятий настроение, общую и индивидуальную активность, качест­во исполнения песни, танца. Все это требует от педа­гога гибкости, знания психофизиологических, возрастных и ин­дивидуально-типологических особенностей детей, педагогического мастерства.

В процессе овладения некоторыми знаниями, умениями и навыками ребенок постепенно подводится к большей самостоя­тельности. В связи с этим на музыкальных занятиях, в про­цессе практической деятельности педагог использует и другие методы, позволяющие ему влиять на содержание и характер деятельности детей, учитывая при этом степень овладения ими материалом.

Обучая и вовлекая ребенка в самостоятельные действия, учи­тывая их возрастающую активность, большие возможности, пе­дагог в одних случаях пользуется методом прямого воздействия, предлагая ребенку образец и способ выпол­нения (пение песни, ее фрагментов, исполнение движения танца), в других применяет метод опосредованного педа­гогического воздействия на самостоятельную деятель­ность детей.

В старшей и подготовительной группах педагог-музыкант поль­зуется методом проблемного воспитания и обу­чения, особенно побуждающего и развивающего у детей самостоятельные поис­ки решений для выполнения творческих заданий, которые им предлагает педагог. В творческой поисковой деятельности у ребенка развивают­ся познавательные способности, проявляется интерес к выпол­няемой им игровой роли, к характеристике данного образа, стрем­ление к правдивому воспроизведению его в движении.

При выборе методов и приемов руководства учитывается уровень общего и художественного развития детей данной возрастной группы, их индивидуальных и воз­растных особенностей (группы в целом и отдельного ребенка), музыкальных способностей, склонностей, интересов, возможности самостоятельных способов действий, а также перспективы их дальнейшего художественного музыкального развития.

В процессе музыкально-художественного обучения детей це­лесообразное сочетание и использование уже названных и ряда других методов и приемов находится в зависимости от задач эстетического воспитания, а также от различных сторон педа­гогического процесса.

Каждый основной метод – наглядно-слуховой, словесный, художественно-практический – заключает в себе определенный комплекс разнообразных методических приемов, которые, отвечая его основной задаче и специфике, детализируют, конкретизируют, уточняют этот метод. Все указанные методы и приемы музыкального воспитания и обучения действуют во взаимосвязи, способствуют комплексному решению музыкальной воспитательно-образова­тельной работы с детьми.

Широкое творческое применение педагогом отдельных методических приемов и их сочетаний обогащает методику музыкального воспитания в целом, индивидуализирует ее, помогает творчески работать.

16.04.2025 11:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП