© 2016, Рисованая Диана Викторовна 2815
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Методические рекомендаци по развитию связной речи у младших школьников c нарушениями речи».
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи.
Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием разных компонентов языковой системы –
Связную речь – определяют так совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и
Учащиеся с общим недоразвитием речи более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако испытывают серьезные затруднения при продуцировании связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведение содержания текстов). При пересказах они не могут полно и точно излагать свои мысли. Особенно наглядно это проявляется при написании изложений и сочинений. Такого рода затруднения выражаются в стремлении к дословности изложения, «застревании» на отдельных словах, повторении отдельных частей предложений, концентрации внимания на несущественных признаках, нарушении
Понятие «связная речь» относится, как и диалогической и монологической формам речи.
Диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Состоит из реплик, цепи речевых реакций.
Монологическая (монолог) – понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой сообщение о каких - либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Содержание ее заранее задано и предварительно планируется. В ней используются и обобщаются также компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо - и словообразующие средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, преднамеренно спланированном изложении.
Термином «высказывание» определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные со стороны содержания и интонации и характеризующиеся определенной грамматической структурой. К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (повествование, описание и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.
1. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ.
Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. При обучении описанию предметов ставятся следующие задачи:
· Формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
· Развитие обобщенных представлений о построении рассказа - описания предмета;
· Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательных рассказов.
Дети должны усвоить определенную схему высказывания - описания. В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов. Пример развернутого описания предметов из группы «Овощи - фрукты»:
1. определение (название) предмета.
2. отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выделяемые при тактильном восприятии; место произрастания.
3. предназначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.
2. ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНКАМ.
Рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
o Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;
o Составление небольших рассказов - описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов, события, определяющих тематику картин;
o Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия;
o Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих или последующих событий (по опорным вопросам)
o Описание пейзажной картины.
Занятия по разным видам картин включает ряд элементов: подготовку детей к восприятию содержания, обучение их составлению рассказа, анализ детских рассказов. При обучении рассказыванию по картине применяются следующие методические приемы; образцы рассказа педагога по картине или ее части; направляющие вопросы, предваряющий план рассказа, составление рассказа по фрагментам, коллективное сочинение рассказа детьми.
3. РАССКАЗЫВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА.
Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержаний (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание предложения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словным словам и на предложенную тему.
В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества используются следующие виды заданий : составление рассказа по аналогии; придумывание продолжения – окончания незавершенного рассказа; составление сюжетного рассказа по набору игрушек; сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам.
Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию предусматривает дифференцированный и индивидуальный подходы к ним в зависимости от состояния связной монологической речи и индивидуально - психологических особенностей.
Одним из начальных этапов работы является обучение связности высказывания. При помощи специальных упражнений учащиеся овладевают умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. При этом они должны соблюдать правила интонации, порядок слов, использовать союзные слова и союзы, наречия,
- с деформированным текстом из 3-4 фраз, направленные на то, чтобы научить детей располагать предложения в логической последовательности;
- на дополнение данного предложения другим, логически с ним связанным;
- на логическое продолжение мысли (Коля выбежал из дома. Он.);
- на составление связного высказывания по двум-трем опорным вопросам: «Кто идет? Куда идет? Кого встретил?»;
- на нахождение в контексте предложений, не подходящих по смыслу.
Далее следует перейти к отработке умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания.
Так, обучая детей повествованию (т. е. умению рассказать о прочитанном, увиденном, каких-либо событиях и т. д.) следует направлять их внимание на смену действий и причинно-временную их последовательность. А так же средством выражения этих отношений являются глаголы, то детей с недоразвитием речи надо специально учить выбирать глаголы в определенной (логической) последовательности и опираться на них при построении рассказа.
Очень важно научить ребенка пользоваться средствами межфразовой связи: личными, указательными местоимениями, наречиями, обозначающими место и время действия, - тут, там, тогда, текстовыми синонимами.
Поскольку дети с речевым недоразвитием затрудняются в описании предметов и прочих объектов действительности, то необходимо проводить дополнительную работу по формированию у них умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия. Так как описание объектов действительности предусматривает активное использование
Практика обучения детей с недоразвитием речи показала, что особенно замедленно и с большими трудностями они овладевают такой формой высказываний, как рассуждение, - т. е. связным учебным высказыванием. Рассуждение требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивание своей точки зрения.
Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом.
Необходимо использовать специальные упражнения, в ходе выполнения которых учащимся приходилось бы производить анализ содержания прочитанного материала, располагать его в логической последовательности. Помимо этого, учащимся следует, как можно чаще предлагать упражнения с заданиями распространить или сократить текст (и соответственно подробно или сжато его пересказать), воссоздать текст по плану, развернутому или краткому.
Как известно, работе над планом немало места и времени отводится и в программе по родному языку. Однако при обучении детей, имеющих общее недоразвитие речи, работе над планом надо уделять значительно больше времени и места, особенно при формировании связной речи.
В процессе работы над планом дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической последовательности. При этом большое внимание следует уделять развитию у них, различных приемов мыслительной обработки материала: деления текста по смыслу на отдельные части, выделения смысловых опорных пунктов, составления плана пересказа, изложения. Опыт показывает, что необходимо специально учить детей и тому, как пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как отвечать по плану.
Умение рассказывать закрепляется в играх-драматизациях на литературные темы, при показе кукольного театра самими детьми.
Важность развития умений и навыков связного рассказывания обусловлена тем, что этот вид речевой деятельности вызывает наибольшие затруднения у младших школьников с общим недоразвитием речи и при спонтанном развитии не достигает того уровня развития, который достигается благодаря специальному обучению. Большое количество разработок в области формирования связной речи указывает на то, насколько важно знание особенностей развития умений и навыков связной речи у младших школьников с ОНР.
© 2016, Рисованая Диана Викторовна 2815