СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методика работы над правописанием безударных гласных.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чём свидетельствуют результаты контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3-4 классах. Ошибки на написание безударных гласных в корне и других частях слова остаются типичными для учащихся на протяжении многих лет. Конечно, безударные гласные – наиболее частотная орфограмма любого текста, поэтому она и даёт наибольший процент ошибок. Но именно этой орфограмме следует уделять больше внимания при обучении правописанию.
В начальной школе изучается написание слов с безударными гласными в корне слова, в приставке, в окончании.
Рассмотрим методику формирования написания букв безударных гласных в каждой из морфем:
а) безударные гласные в корне слова.
Эту работу следует начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
Например: с…сна - … р…ка - … р…ды - …
сл…ва - … з…мля - … п…тно - …
сл…ны - … цв…ты - … п…терка - …
Поставьте знак ударения.
Выполняя это задание, необходимо задать учащимся следующие вопросы:
- В каком слоге – ударном или безударном – находятся пропущенные буквы?
- Почему?
- А как проверим?
- Измените эти слова так, чтобы ударение попадало на первый слог. Допишите подобранные слова.
Далее во втором классе дети знакомятся с понятием «однокоренные слова». Система упражнений на этом этапе должна быть направлена на выработку умения выделять корень и находить в нем безударный гласный звук, обозначение которого требует выбора букв. В данном случае уместны такие задания:
1) выбрать из группы слов однокоренные: Воды, полевой, зелень, водичка, дубовый, сад, водяной, поле, зеленый, зеленеет, водица, дуб, дубок, белый, ход;
2) подобрать слова с заданным корнем (можно провести в виде соревнования);
3) из группы слов выбрать только те, в которых гласная корня находится под ударением;
4) записать слова парами: 1ое - слова с безударным гласным в корне, 2ое – с ударным. Что заметили?
Хвосты, дожди, хвост, лес, столб, дождь, грачи, леса, столбы, глаза, грач, поле, глаз, поля.
Уже в этот период необходимо формировать у учащихся знания о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково.
Когда учащиеся ознакомятся с однокоренными словами, они получают сведения о том, что проверять ударением, подбирая родственное слово, следует только букву безударного гласного корня. Система упражнений должна быть направлена на выработку умения выделять корень и находить в нем безударный гласный, обозначение которого требует выбора буквы.
Таким образом, в процессе сознательного формирования написания слов с безударными гласными ученик получает в свое распоряжение четкие и однозначные критерии для выделения орфограммы.
Многие дети не очень охотно выполняют задание учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса к уроку. Чтобы предотвратить это, можно использовать на уроке рифмовки, стихотворные упражнения по орфографии. Приведу пример таких упражнений.
1) Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты немедленно ее
Ставь под ударение.
2) Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье
Чтоб развеять все сомненья!
3) Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп!
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело,
А теперь пишите смело.
4) Село, гнездо, сосна, весна –
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
Кол есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
Подскажут гласную они:
Села, гнезда, весны
И, конечно, сосны.
5) Гряда, цена, скала, весна.
Коза, стрела, стена, сосна,
Места, земля, столяр, сова –
Проверить надо все слова.
Ты будь внимательным, мой друг:
В словах есть безударный звук,
Поставь его под ударенье,
Потом пиши стихотворенье.
6) Речной, лесной, гористый,
Морской, родной, лесистый.
Проверь слова, да не спеши,
Красиво, грамотно спиши.
По собственному опыту могу сказать, что использование подобных рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника и другими дидактическими материалами способствует более успешному овладению детьми орфографическими навыками.
В процессе таких упражнений формируется у учащихся умение не только «видеть», но и «слышать» орфограмму.
Особое внимание надо обратить на слова с двумя безударными гласными в корне ознакомление с обозначением двух безударных гласных в корне слова связано в основном с написанием буквосочетаний -оро-, -оло-, -еле-.
При объяснении этого материала необходимо показать, как пользоваться для проверки таких написаний уже известными способами. А для того, чтобы легче было их запомнить, можно наиболее употребительные из них сгруппировать по буквосочетаниям, а затем вводить в упражнения;
голова борода берегу зеленеть
золотой города береговой пелена
молоко воробей черепаха шелестеть
молоток воротник середина
молодой сторона
б) безударные гласные в приставке.
Поскольку проверить написание приставок определённым правилом нельзя, нужно обратить внимание учащихся сначала на произношение, сравнивая его с написанием, а затем познакомить с правилом: приставки о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под-(подо-), про-, над-, пере-, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.
Для первичного закрепления этого умения значительную роль играет зрительное восприятие части слова, которая стоит перед корнем. С этой целью желательно изготовить таблицы, помогающие запомнить графический облик приставки, например:
писать казать бежать читать
|
|
|
|
казать читать казать мокнуть
просить дарить читать мыть
заглавить играть пить думать
- Обратить внимание учащихся на правописание приставок в словах:
пасынок прабабушка
падчерица прадедушка
Эти слова следует запомнить.
Так как написание приставок зависит не только от того, что ученик знает инструкцию о написании приставок, но и «видит» ли он её в слове, нужны упражнения на осмысление значения этой морфемы, её места. Например, можно использовать такие примеры.
Из данного текста выпишите слова с приставками. Написание каких из них нужно запомнить?
Добавьте к данным глаголам приставки, которые пишутся с буквы о. Сравните значения данных глаголов и образованных:
Бежал, играл, ехал, зеленел, красил, думал.
в) безударные гласные в окончании слов.
Здесь изучается правило обозначения безударных гласных в окончаниях имён существительных, прилагательных, глаголов.
Для практического руководства при написании безударных окончаний имён существительных учащимся предлагается два способа действий. Первый способ требует значительных по объёму и сложности базовых лингвистических знаний и умений опознавать грамматические признаки существительных. Выстроить эти умения в логическую цепочку, помогающую определить, какую букву писать – е или – и в безударном окончании, можно при помощи алгоритма:
- чтобы узнать, какую букву писать в безударном окончании существительного, нужно:
1) определить падеж;
2) определить склонение;
3) вспомнить окончание существительного в данном падеже.
Для того, чтобы легче было запомнить безударное падежное окончание, можно предложить таблицу: «Буквы е, и в окончаниях существительных».
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р. –и - - и
Д. – е - - и
П. – е - е - и
Второй способ предполагает проверку написания безударных гласных в окончаниях родительного, дательного и предложного падежей при помощи подстановки существительного того же склонения в том же падеже с ударным окончанием: (где?) на реке, на ферме, на земле, на коне, по степи. Также необходимы упражнения в составлении словосочетаний с этими существительными: мечта о (край, слава); думать о (Валя, лебедь); лежать на (кровать, кроватка); ходить по (крыша, чаща); ехать по (степь, дорога).
При формировании умения обозначать безударные гласные в окончаниях имён прилагательных предлагается тоже два способа проверки этих орфограмм. Первый ориентирует на наличие у учащихся:
умения определять род, число, падеж прилагательных по существительному к которому оно относится;
знания падежных окончаний прилагательных.
Второй способ более простой: проверочным словом для любого прилагательного является вопросительное слово, с помощью которого мы ставим вопрос от существительного к зависимому прилагательному: песней (какой?) весёлой. Для выработки такого навыка в качестве дидактического материала может служить словосочетание типа «глагол + прилагательное + существительное». Например: узнать о (близкий друг), отдыхать на (северное море).
Ознакомление с написанием безударных личных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжений настоящего и будущего времени следует начинать со сравнения ударных и безударных окончаний внутри каждого спряжения.
Учащиеся должны прийти к выводу, что в написании безударных окончаний основное – правильно определить спряжение глагола, а затем рассуждаем так: «Если глагол 1 спряжения, то в окончании пишем букву е, если второго спряжения – букву и». Но самая главная трудность в том, что определить спряжение глаголов с безударным окончанием по личному окончанию нельзя.
Глагол нужно поставить в неопределенную форму: если он оканчивается на –ить, значит глагол второго спряжения.
Обучая различать спряжение глаголов по неопределенной форме, учителю целесообразно использовать таблицу, на которой записаны шесть наиболее употребительных глаголов 2-го спряжения: смотреть, видеть, слышать, дышать, держать, брить, или можно использовать стихотворение:
Гнать, держать
Смотреть и видеть
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
И обидеть, и вертеть.
Для успешного применения правила написания безударных окончаний глаголов необходимо приучать учащихся к четкой последовательности действий. Этому способствует рассуждение вслух. Так ученик, получив задание - поставить букву на месте пропуска в слове учишь, рассуждает следующим образом: «В глаголе учишь безударное окончание (ставит ударение), подбираем неопределенную форму: (что делать?) учить. Неопределенная форма глагола оканчивается на –ить, значит это глагол 2-го спряжения, поэтому в окончании пишем букву и – учишь».
Со всеми правилами обозначения безударных гласных во всех морфемах учащиеся должны ознакомиться к концу 4-го класса.
Для наилучшего закрепления совместно с учащимися можно выработать следующие алгоритмы мышления.
- Чтобы правильно обозначить безударный гласный в слове нужно:
1) Определить ударение в слове и безударные слоги.
2) Чтобы правильно употребить букву для безударного гласного, нужно определить в какой части слова находится этот звук. Если это:
Приставка Корень
Вспоминаем, как пишутся Изменяем слово или подбираем
приставки (о-, об-, обо-, от-, родственное с ударением на
до-, по-, под-, про-, пере-) этом звуке.
Окончание
существительного прилагательного глагола
1. определим падеж ставим вопрос от 1. подбирать неопределенную
2. определим склонение существительного к форму глагола.
3. вспомним окончание прилагательному 2. если это форма оканчивается
существительного в на –ить, в безударном окончании
данном падеже пишем букву и.
4. подставить слово-помощник 3. 11 глаголов-исключений
(земля, конь, степь)
Таким образом, при работе над безударными гласными у учащихся необходимо формировать следующие умения:
четко представлять, что такое орфограмма;
умение «видеть» и «слышать» ее в речи;
умение найти способ действий, помогающий выяснить, какой буквой обозначить эту орфограмму.
Основой выработки таких умений являются лингвистические знания и умения, в частности ориентация в морфемной части слова, где находится безударный звук, обозначение которого вызывает затруднение.
© 2015, Вильданова Альфия Разитовна 7828