СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование орфографической зоркости при изучении безударных гласных в корне слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная задача современной школы – всестороннее развитие личности учащихся. Составной частью языковой культуры человека, определяющей уровень его образованности, без сомнений можно назвать орфографическую грамотность. Как известно, именно в начальной школе должны закладываться основы грамотного письма, а также культуры речи. Однако проблемы развития орфографических навыков остаются актуальными до нашего времени. Учащиеся при письме допускают большое количество ошибок. Уровень их грамотности вызывает у преподавателей тревогу. Это и наталкивает ученых и учителей на выявление причин данного явления для того, чтобы вовремя принять меры, улучшающие положение.

Трудности учащихся могут быть обусловлены недостаточным развитием орфографической зоркости.

Под орфографической зоркостью подразумевается способность быстро видеть орфограммы в тексте, замечать их опознавательные признаки, а также допущенные ошибки. Школьники, особенно младших классов, не всегда могут увидеть орфограмму.

Что же влияет на формирование орфографической зоркости? В первую очередь – умение анализировать опознавательные признаки орфограмм.

Одной из орфограмм, вызывающих у младших школьников затруднения, является правописание безударных гласных в корне слова. Сложности у детей вызывает целый ряд причин. Например, ошибки в постановке ударения, неверное выделение корня, подбор неправильных однокоренных слов, незнание лексического значения слова и т.д. Чтобы избежать таких ошибок, учитель должен проводить комплексную работу по формированию грамматико-орфографических умений.

Но особое внимание при обучении правописанию безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, стоит уделить опознавательным признакам орфограммы, к которым относятся следующие:

• безударность (отсутствие ударного гласного звука в корне слова);

• опасность гласных а, о, и, я, е. Известно, что звуки [о], [э] в безударной позиции в корнях слов не произносятся, слышится либо [а], либо [и]. В результате этого и возникает возможность неправильного выбора буквы;

• место в слове: находится в корне слова. Здесь важно отметить, что учитель должен научить детей правильно выделять морфемы в слове.

Выделяются несколько факторов, которые способствуют развитию умения опознавать орфограммы в процессе письма.

Одним из них является зрительный. Ученик так и будет допускать ошибку, если хоть раз напишет слово неверно, т.е. его зрительная память зафиксирует ошибочное написание.

Следующий фактор – это слуховой. Как известно, человек, который пишет, всегда опирается на слух. Исходя из этого, роль учителя – сделать всё возможное для развития фонематического слуха у ребенка. Такая работа проводится с I класса.

Третий фактор – рукодвигательный. Он заключается в том, что пишущая рука в ходе обучения «запоминает» движения. На уроках необходимо много писать, ведь именно благодаря упражнениям формируется орфографический навык. Работает это следующим образом: рука ученика создает графический образ слова, запоминает его написание и затем пишет его уже автоматически без ошибок.

И последним значимым фактором является проговаривание. Например, в основу методики П.С. Троцкого входят артикуляционная память и орфографическое чтение. Для «запоминания» написания слова школьник должен повторить несколько раз слово вслух так, как оно пишется. Такая методика не является универсальным средством обучения орфографии, хоть и оказывает положительное влияние на грамотное письмо.

Рассмотрим существующие в методике приемы и методы обучения орфографии.

Первый метод – это списывание. Списывание начинается в период обучения грамоте. Именно в данный момент дети учатся правильно писать буквы и соединения, стараются не пропускать и не заменять буквы, соблюдают интервал между словами. В помощь детям существует алгоритм:

  1. Чтение слова (предложения);
  2. Повторение слова (предложения) без подсматривания в текст;
  3. Выделение орфограмм;
  4. Чтение слова (предложения) так, как оно написано;
  5. Написание слова (предложения);
  6. Проверка.

Следующий метод – это письмо с проговариванием. Дети пишут текст, проговаривая его, тем самым предупреждая ошибки.

Третьим методом можно считать комментирование. Один из учеников совершает и комментирует орфографическое действие так, чтобы это было понятно другим. Остальные учащиеся пишут и проговаривают алгоритм проверки про себя.

Еще одним методом является скоростное письмо. Наиболее эффективно данный прием работает, если списывать на время. Детям дается право пропустить букву, если он сомневается или не знает верного написания.

Эффективным методом для формирования орфографической зоркости считается письмо с пропусками или письмо с «окошками». Ученик, пишущий под диктовку, оставляет «окошко» на месте орфограммы, которую он не может объяснить. Ребенок не только должен находить опасные места, но и разделять их на бесспорные и сомнительные. Овладев таким умением, ученик освобождается от страха допустить орфографическую ошибку.

К методам формирования орфографической зоркости относится и орфографическое чтение, орфографический разбор, диктант. Учитель может включить в урок прием соревнований, дидактическую игру, связанную с орфографией, заучивание рифмовок, орфографические минутки и т.д.

Изучив методы и приемы работы, перейдем к системе упражнений, нацеленных на формирование умения видеть орфограмму «Безударные гласные в корне слова». Нами были проанализированы многие виды работ над орфограммой и составлен следующий перечень наиболее эффективных заданий для IV класса.

Задание №1. Разделите слова, приведённые ниже, на три столбика. Первый столбик – слова с проверяемой безударной гласной в корне, второй –

слова с непроверяемой безударной гласной в корне, третий – слова с ударной приставкой.

«Снежок, собака, накипь, капуста, обняли, повар, лесной, натиск, бревно, водичка, натиск, ягода, звезда, помидор, деревянный, сова, корзинка, ночной, поезд, домишко, зимушка».

Задание №2. Запишите приведенные ниже слова в следующем порядке: с ударением в приставке, корне, суффиксе, окончании.

«Лесок, безлесье, лес, лесной, лесник, залесье, лесовик;

Свет, подсвечивать, светильник, световой, засветло, светлячок, светлый, осветить, светло;

Вода, безводье, заводь, наводнение, водица, подводник, водянка, водяной, паводок;

Впроголодь, голодный, голодать, голод, голодно;

Повар, заварной, варить, навар, отвар».

Задание №3. Найдите в тексте слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

«Денёк был солнечный и яркий. Мы собрали рюкзаки, налили водички и отправились в лес. В лесу мы нашли гнездо. Там был совёнок. Маленький птенец не умел летать. Мы взяли его из гнезда. Его глаза робко смотрели на нас. Но вдруг на нас неожиданно налетела сова. Она громко кричала, а ее глаза блестели как огоньки. Совенок сильно пищал. Мы пожалели малыша. Петя посадил его на дерево. Птенец прижался к маме и успокоился. Мы отправились дальше».

Данный вид упражнений ориентирован на формирование способности нахождения в читаемом тексте слов, на которые направленно правило.

Задание №4. Выпишите пары однокоренных слов. Сначала слово с ударной гласной в корне слова, а потом с безударной гласной в корне.

«Кто всё стерпит, тот и выиграет. Беды терпеть – каменное сердце иметь. Беда, что текучая вода: набежит, да и схлынет. Огонь да вода – нужда да беда. Под лежачий камень вода не течет. Лёжа и кнута не добыть. От солнца бегать – свету не видать. Не один раз светает: завтра тоже день будет. Где зимовать – там и на печи лежать. В зимний холод всякий молод. Сетью от холода не прикроешься. Молодой месяц на всю ночь светит. В избе светло, а на дворе светлее».

Задание №5. Подберите к словам, приведенным ниже, однокоренные разных частей речи.

«Корм, ночь, свет, снег, ходьба, лёд, голод, бег».

Таким образом, плохо развитая орфографическая зоркость является одной из причин неграмотного письма, если даже ребенок знает правила. Поэтому учителям необходимо проводить системную работу по ее развитию, т.е. отыскивать распознавательные признаки орфограмм, подводить написание под правило, опознавать место в слове, находить проверочные слова и т.д. Такая работа поможет ребенку не только повысить уровень орфографической зоркости и грамотность, но и развить память, мышление и наблюдательность.

11.02.2020 09:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей