СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выработка навыков правописания безударных гласных в корне слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выработка навыков правописания безударных гласных в корне слова

В русском языке много слов, в которых могут «вырасти» ошибки. И от них не всегда спасает знание правил. Дети как будто знают правила, а ошибки «растут» как грибы после дождя. Видимо нужно что-то ещё. А что же? Ответ на этот вопрос нужно искать вместе с детьми. Основными причинами допускаемых ошибок в правописании безударных гласных можно назвать следующие: 1. Отсутствие умения находить объект правила. (Ребёнок не может выделить безударные гласные, часть слова, в которой находится безударный гласный звук); 2. Отсутствие умения пользоваться правилом. (Ребёнок не может подобрать однокоренные, проверочные слова, обладает малым словарным запасом). 3. Не отработан алгоритм учебного действия: обнаружение безударного гласного, определение его места, подбор проверочного слова. По моему мнению, названные причины лежат на поверхности, а вот главная причина заключается в несовершенстве предлагаемых педагогам учебно-методических комплектов. Пользуясь некоторыми из них, учитель испытывает недостаток в упражнениях и не имеет возможности предложить задания «сильным» и «средним» ученикам и уделить внимание тем, кто испытывает затруднения при усвоении учебного материала. Часто в учебниках нет упражнений, направленных на закрепление способа действий при письме, а имеющиеся упражнения имеют однообразный характер и не способствуют развитию умения использовать знания в нестандартной ситуации. Кроме того, не всегда методически и научно оправдана последовательность изучения программного материала. Так, например, тема «Обозначение безударных гласных звуков на письме» изучается в начале года (ноябрь - декабрь), а знакомство с понятиями «родственные или однокоренные слова», «корень слова» будет только в апреле месяце. На мой взгляд, эти существенные недостатки в большей мере удалось решить авторскому коллективу учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века», работавшему над созданием программы по русскому языку под руководством С. В. Иванова. Данный комплект даёт возможность учителю и ученикам последовательно отработать каждый шаг алгоритма применения правила, а «избыточность» упражнений позволяет строить процесс обучения с учётом учебных возможностей каждого из учеников. Рассмотрим несколько эффективных методов и способов развития у младших школьников умения видеть орфограмму и пользоваться изученным правилом на письме. Для преподавания этой темы учитель должен сам знать, признаки правила и научить детей видеть эти признаки.

Назову три основных признака орфограммы «Безударные гласные в корне слова»:

1. Безударность, отсутствие ударения;

2. Гласные буквы а, о, и, е, я – наиболее опасны;

3. Место в слове – корень.

Структура правила:

Что проверяем? (Безударные гласные).

Где проверяем? (В корне слова).

Как проверяем? (Подбираем родственное слово или изменяем форму слова).

Чем проверяем? (Ударением).

Зная структуру правила, учитель определяет общий принцип работы с классом: прежде всего, необходимо определить последовательность действий, которые необходимы для безошибочного обозначения буквой безударного гласного звука.

Эта последовательность такова:

- обнаружить в слове безударный гласный звук;

- определить – в какой части слова он находится;

- вспомнить способ проверки безударного гласного в данной части слова.

В учебнике «Русский язык» под редакцией С. В. Иванова при изучении данной темы упражнения расположены в таком порядке, который позволяет последовательно отработать каждый шаг алгоритма учебных действий. Сначала ребята учатся выделять ударный гласный звук, определять место ударения в слове, заменять при списывании безударные гласные прочерком, т.е. осваивают алгоритм нахождения орфограммы «Безударный гласный». Затем отрабатываются вторая и третья операции поверки пропущенных гласных (первая операция – обнаружение орфограммы в слове – уже выполнена): определение места орфограммы и способа её проверки. Далее отрабатывается уже полный алгоритм учебного действия: обнаружение безударного гласного, определение его места, подбор проверочного слова. Очень важно постоянно учить детей находить и выделять орфограммы в написанном тексте. Такие задания есть в учебниках, но не все ребята могут самостоятельно справиться с ними. Задача учителя помогать «видеть» орфограммы в словах. Лучшим способом для достижения этого, на мой взгляд, является групповая работа с комментированным выделением орфограмм. Эффективными являются задания типа «Докажи, что в слове вода безударный гласный звук нужно обозначить буквой о». Ученики, заранее зная правильное написание, подбирают проверочные слова, ищут доказательства, что повышает осознанность их учебной деятельности. Кроме того, при выполнении подобных заданий закрепляются «орфографические» образы слов, развивается зрительная память: дети видят слова с орфограммами в полной записи и непроизвольно запоминают их правильное написание. Осознанность действий в процессе письма развивают упражнения, предлагающие найти ошибки в рассуждениях других. Вы сами можете составить «ложные» рассуждения, которые часто встречаются в рассуждениях ваших учеников. Например: «Катя считает, что в слове [важак] безударный гласный звук нужно обозначить буквой а, потому что проверочное слово – важный. Согласись с Катей или возрази». Нужно учить детей «письму с пропусками» (дети иногда называют его «письмо с дырками»): вместо безударных гласных ставить прочерк или знак вопроса. На первых порах вопросов будет поставлено немного: дети ещё не «видят» орфограммы в словах и пишут недостаточно осознанно. Но постепенно вопросов станет больше, и это повод для оптимизма: ведь осознание проблемы – это путь к её решению. Названные выше формы работы в основном направлены на формирование осознанности в процессе письма. Но наряду с этим очень важно тренировать и непроизвольную память детей, развивать и отрабатывать двигательные стереотипы в написании слов. Вы, безусловно, не раз оказывались в такой ситуации: вас спрашивают о правописании какого-либо слова, вы точно знаете, как оно пишется, но не можете вспомнить почему. Срабатывает автоматизм: вы не вспоминаете правило, а надеетесь на свою двигательную или зрительную память. Назовём упражнения, которые способствуют выработке двигательных образов слов и развивают зрительную память.

Слуховые диктанты с предварительной подготовкой и с последующей зрительной проверкой: 1) дети читают текст, выделяют орфограммы, подбирают проверочные слова; 2) учитель читает текст орфографически, а дети «про себя»; 3) ученики читают текст самостоятельно и текст закрывается; 4) дети пишут обычный диктант. Перед проверкой учитель говорит, что обнаруженные ошибки не будут считаться ошибками – это повысит бдительность ребят, усилит мотивацию к поиску ошибок. А вот не найденную ошибку договоритесь считать за две, так как ошибка действительно допущена дважды – при написании и при проверке.

Зрительные диктанты: 1) учитель вместе с детьми проговаривает записанное на доске предложение орфографически; 2) выделяются орфограммы; 3) предложение ещё раз прочитывается орфографически; 4) дети произносят предложение орфографически по памяти; 5) текст закрывается, ученики записывают его по памяти; 6) текст открывается, дети сверяют написанное.

Слуховые диктанты: 1) учитель просит ребят запомнить предложение, которое сейчас произнесёт, и медленно орфографически проговаривает предложение; 2) ученики произносят предложение орфографически по памяти; 3) учитель ещё раз произносит предложение орфографически; 4) дети записывают предложение. Проверка – учитель диктует предложение орфографически, а дети смотрят в свои тетради и сверяют слышимое с написанным.

Ещё одним условием успеха является постоянная работа с гнёздами родственных слов. Эта работа не только способствует обогащению словарного запаса детей, но и облегчает им подбор проверочного слова. Вот пример упражнения с гнёздами родственных слов: Найди в каждом столбике «лишнее слово». Зачеркни его. В однокоренных словах выдели корень:

снег снежок Снегурочка заснеженный неженка горочка пригорок горный горький гористый берег прибрежный бережок побережье бережный дорога дорожка дорожить подорожник дорожный

Не менее важно для формирования мотивации к овладению знаниями является использование занимательного материала. Для создания интереса при изучении правил правописания провожу беседу «Кому нужна зоркость? Что такое орфографическая зоркость?» Учитель: - Вспомните, кому нужна зоркость? Дети отвечают: - Моряку – ему нужно избежать столкновения с другими кораблями, или, например, с айсбергом. Ястребу – ему необходимо видеть издали добычу. Охотнику, снайперу, пограничнику, разведчику и т.д. Учитель: - Чтобы зорко видеть, люди изобрели много «инструментов»: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы. Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. Зорким бывает ещё и ум. Для того, чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. В чём-то эти люди похожи … на настоящих грибников. Давайте вспомним, как собирают грибы. «Грибная удачливость» у всех разная. Одни возвращаются из леса с полными корзинками, у других донышки едва покрыты грибами. - От чего это зависит? Это зависит от того, как люди собирают грибы. Одни ходят по лесу и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. На их пути немалое количество грибов останется незамеченным. Другие старательно обшаривают каждый квадратный метр земли. Они тоже соберут не много грибов, так как потратят напрасно немалую часть времени. А третьи просто знают, где любят расти грибы. И они находят их легко и быстро. Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать «грибные места» для ошибок. - Давайте придумаем для таких мест название. Место, где может возникнуть пожар, называют… («огнеопасным»). О месте, где может произойти взрыв, говорят, что оно…(«взрывоопасное»). Теперь подумайте, как назвать место, где может возникнуть ошибка. Правильно! Это «ошибкоопасное» место. - Как же научиться видеть эти места? Надо знать слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков. Давайте попробуем определить, когда гласные находятся в слабой позиции, а когда – в сильной. На доске слова: сова [сава] весна [в,исна] гряда [гри,да] - Прочитайте слова, подумайте, при каком условии гласный звук произносится не так, как записывается. (Читаем слова, записываем транскрипцию, называем «грибное место» - буквы о, е, я). Дети делают вывод: - Гласные произносятся не так как записываются, когда звук безударный, а ударный всегда пишется тот, который слышится. Значит, если гласный звук ударный, то он находится в сильной позиции. Если звук безударный, то – в слабой позиции. Игра «Грибники». На доске помещены карточки со словами: Барабан, переполох, разговорчивость, самооборона, водонепроницаемость. Задание детям: - Посчитайте, сколько «ошибкоопасных» мест для гласных в этих словах. Дети высказывают предположения, а затем называют «ошибкоопасные» места. Учитель убирает названную букву, а под ней – грибок. Если ребёнок ошибается, то, соответственно, грибок он не находит. Важно, чтобы ученики поняли, что в слове только единственная гласная находится в сильной позиции – та, которая под ударением. - Из-за гласных звуков в слабой позиции мы часть бродим по «ошибкоопасным» местам. Почему? Потому что у гласных в слове есть только одна сильная позиция – под ударением. Гласных в слове может быть много, а ударение одно. Для проверки понимания можно задать вопросы: - Сколько трудностей может быть в гласных звуках, если в слове только один слог? - А если два? - А в слове из трёх слогов? - А из четырёх? - Из пяти? - Из шести? Можно предложить придумать самим слова с одной, двумя и тремя трудностями в гласных звуках. В своей работе стараюсь использовать подачу учебного материала и в форме сказки. Сказка о безударных гласных. Однажды гласные буквы А, О, Е, И, Я гуляли по лесу и поссорились. А поссорились они вот почему. Когда гласные вставали в слово там, где нет ударения, то одно и тоже место хотели занять гласная А и гласная О, гласная Я и гласные И, Е. И тут на помощь пришёл волшебник «Ударение». Стоило ему волшебной палочкой задеть гласную букву, тут же становилось ясно, её это место или нет. Об этой истории узнали дети и стали тоже дружить с волшебником Ударением. Они всегда звали его на помощь, когда в словах в корне встречались безударные гласные. С тех пор эти дети пишут грамотно. Эту сказку может рассказать сам учитель, сопровождая свой рассказ рисунками (Приложение 2), а можно её и инсценировать. После этого нужно задать детям вопросы: - Когда между гласными возникает спор? - Как помочь определить гласной своё место? Другим способом оживить урок и помочь преодолеть непривычное для многих детей умственное напряжение является использование рифмовок на уроках русского языка и литературного чтения. Ритм побуждает делать непроизвольные движения головой, руками, плечами, постукивание ногой под партой в такт музыке стиха. Все эти движения помогают в обучении, подтверждая наблюдение Л. Выготского: «Движение ума ребёнка начинается только тогда, когда есть движение его тела, его руки». Чувство рифмы развивает фонематический слух, фонематические представления у детей, на основе их постоянного, активного состояния. В зависимости от роли, которую выполняют рифмовки, их можно условно поделить на группы: · рифмовки – «запоминалки», которые служат для выделения орфограммы и запоминания.

«Запоминалки» не должны подменять правил учебника, поэтому читаются задолго до знакомства с ними и являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений. В своей работе над орфограммой «Безударные гласные в корне слова» я использую такую рифмовку – «запоминалку»: «Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение» · рифмовки – «тренажёры», которые используются мной для чтения и письма орфографически-насыщенного словарного материала. Такие упражнения привлекают внимание детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствиях написания и произношения, служат средством накопления слов, иллюстрирующих то или иное правило правописания.

Вот пример такой рифмовки: Гр(я,и) да, ц(е,и)на, ск(а,о)ла, в(е,и)сна, К(о,а)за, стр(е,и)ла, ст(е,и)на, с(о,а)сна, М(е,и)ста, з(е,и)мля, ст(о,а)ляр, с(о,а)ва - Проверить надо все слова, Поставить звук под ударенье, Потом списать стихотворенье. Одной из причин допускаемых ошибок в правописании безударных гласных является отсутствие умения подбирать проверочные слова, поэтому в своей работе я использую своеобразную памятку способов проверки. Есть демонстрационная памятка и памятки у каждого ученика на парте.

Памятка способов проверки безударных гласных в корне слова 1. МНОГО: волна - волны 2. ОДИН: дома – дом, ходы - ход 3. ИЗ КОРНЯ: кормил – корм, ходил - ход 4. БУКВОЙ Ё: ведро - вёдра 5. ЛАСКОВО: ковёр - коврик 6. НА ВОПРОС «КАКОЙ?»: доброта - добрый 7. НА ВОПРОС «ЧТО ДЕЛАЕТ?»: тащил – тащит, писать – пишет Успех работы по правописанию безударных гласных обеспечивается если: 1. Ребёнок умеет находить объект правила. (Ученик может выделить безударные гласные, часть слова, в которой находится безударный гласный звук); 2. Ученик умеет пользоваться правилом. (Ребёнок может подобрать однокоренные, проверочные слова, обладает достаточным словарным запасом). 3. Отработан алгоритм учебного действия: обнаружение безударного гласного, определение его места, подбор проверочного слова. 4. Систематично выполняются упражнения, подчинённые этой задаче. 5. Учитель использует в своей работе современные рекомендации по изучению и отработке орфограммы «Безударные гласные в корне слова». Главная задача учителя - последовательно отработать каждый шаг алгоритма учебных действий при изучении орфограммы «Безударные гласные в корне слова», создать мотивацию к овладению способами учебных действий.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Беседы с учителем: Третий класс четырёхлетней начальной школы/ Под ред. Л. Е. Журовой.- М.: Вентана-Граф, 2000. 2. Бетенькова Н. М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996. 3. Граник Г. Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5 – 7 классов. – М.: Просвещение, 1991. 4. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / уроки русского языка. – М.: «Аквариум», 1996. 5. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь: 3 класс четырёхлетней начальной школы. - М.: Вентана-Граф, 2004. 6. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 7. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
Категория: Русский язык
21.10.2016 14:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!