СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Систематические занятия подвижными играми способствует совершенствованию и закреплению у учащихся навыков при обучении игры в волейбол.
Применение подвижных игр способствует успешному обучению техническим приемам, а также приучает занимающихся наиболее экономно и целенаправленно использовать их в зависимости от обстановки. Для этого проводятся подвижные игры, которые включают действия участников связанные с воспроизведением изучаемых приемов, обычно в упрощенной форме. В связи с разнообразными игровыми действиями у учащихся развиваются такие способности, как ловкость, быстрота, сила; вырабатывается упорство к достижению намеченной цели, решимость инициатива.
Занятия подвижными играми улучшают физическую подготовку. В процессе спортивных занятий с учащимися необходимо систематически проверять устойчивость приобретенных навыков и учитывать результаты спортивных достижений.
Занятия подвижными играми имеют большое значение в воспитательной работе. Они прививают занимающимся любовь к спорту, укрепляют сознательность, дисциплину, развивают дружбу, коллективизм, чувство ответственности за спортивную честь своего класса, школы, команды.
В спортивных занятиях с учащимися подвижные игры применяются:
- для разрешения специальных задач обучения и тренировки;
- для повышения уровня общей физической подготовки;
Использование игр содействует выработке, закреплению и совершенствованию отдельных технических приемов и их сочетанию.
Подвижные игры представляют собой «поединки» в которых игроки меряются способностями наиболее точно, ловко выполнить определенное задание.
Подобные подвижные игры приближаются, по существу к своеобразным спортивным упражнениям, сохраняя свои специфические черты творческой, инициативной деятельности протекающей на основе определенных правил. В практике такие игры принято называть «играми – упражнениями». Они привлекают занимающихся своей доступностью, разнообразием и состязательным характером. Правила таких предусматривает определенные выполнения некоторых способов передачи, бросания, ловли, управления мячом. Большое значение приобретают подвижные игры, содействующие целесообразному применению усвоенных приемов при целостном выполнении определенных спортивных упражнений в спортивных играх. Они служат переходной ступенью к овладению спортивными играми.
При обучении лучше воспринимаются игровые приемы, когда фиксация технических ошибок незначительна, а в методике применяются подвижные игры с элементами волейбола и упражнения, имитирующие игровые действия. Когда учащиеся не могут быстро овладеть основными техническими приемами, у них снижается интерес к занятиям.
Подвижные игры, направленные на развитие физических качеств и совершенствование элементов техники, активизируют учащихся и повышают интерес к занятиям. В этой связи эффективны игры и эстафеты при проведении «неинтересных» упражнений без мяча. Использование игрового метода с элементами состязательности способствует повышению эмоционального состояния и лучшему усвоению изучаемого материала. При обучении технике стоек и перемещений эффективны игровые упражнения и подвижные игры, развивающие специальные качества, которые облегчают усвоение заданий с волейбольным мячом.
Наряду с комплексным воздействием на развитие необходимых качеств они способствуют значительному повышению интереса и мотивации занимающихся. Наиболее полезными здесь являются игры: «Салки», «Невод», «День и ночь», «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Эстафета футболистов», «Вызов», «Попробуй унеси» и другие.
При обучении передачам мяча рекомендуется применять игры «Точно водящему» и «Мяч в воздухе» Также можно применять соревнования в передачах, где две команды располагаются по зонам площадок, мяч вводится в игру передачей игрока зоны 6 одной из команд и разыгрывается на три касания, команда, выигравшая право на подач меняется зонами площадки.
Эффективна игра «Волейбол без подач». При изучении подач часто встречаются ошибки, связанные с неправильным подбрасыванием мяча и неверным ударным движением по нему. Для устранения ошибок служат подвижные игры с метанием мячей в цель: «Перекатывание набивного мяча», «Переправа под обстрелом» и др.
Полезны при обучении подачам подготовительные игры 3х3 с использованием подач, приема и отбивания мяча через сетку.
При изучении нападающего удара и отдельных его частей можно использовать подвижные игры с прыжками, метанием мячей в цель и т.д. Здесь рекомендуются игры: «По наземной мишени».
Игра «Картошка» применяется при обучении технике нападающего удара. Игра «Пионербол» является подготовительной к волейболу и часто применяется непосредственно перед обучением самой игры в волейбол.
Подвижные игры могут применяться при отборе школьников в спортивную секцию, для воспитания двигательных качеств, для совершенствования технико-тактической подготовки. В игре дети ведут себя непринужденно, и их способности раскрываются естественно и наиболее полно. Подвижные игры при обучении технике представляют собой вспомогательное средство, в котором игровые приемы закрепляются и совершенствуются в приближенных к игровым условиях. Их подбирают с учетом положительного переноса навыка, чтобы двигательное содержание по структуре соответствовало движениям волейболиста. Подвижные игры позволяют создать двигательную основу для успешного совершенствования координации, от которой во многом зависит успех в обучении.
В учебно-тренировочной работе по подготовке юных волейболистов подвижные игры и эстафеты применяются как для закрепления приемов игры в защите и нападения, так и для обучения тактическим действиям. Специально подобранные упражнения служат хорошему усвоению перемещений и передач мяча, а также для ориентации на зрительный сигнал. Особенно важное значение имеют подводящие упражнения, связанные с передачей мяча. Это один из основных технических приемов для организации игры в нападении.
Техника передачи двумя руками сверху хорошо закрепит в таких играх – «мяч среднему», «передал – садись» и др. большое значение имеют игры и с подачей мяча и нападающим ударом – «бомбардиры». А также подвижные игры для тренировки приема мяча «защита цели», «круговая лапта». Определенная группа подвижных игр является подводящей к освоению тактических действий в волейболе. Эти игры воспитывают у начинающих волейболистов умение видеть поле и направлять мяч в незащищенное место площадки, правильно выбирать позицию, совершать переходы из зоны в зону, своевременно подстраховывать партнеров, взаимодействовать с игроками в нападении и защите.
Таким образом, подвижные игры в, большей степени, способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Подвижные игры и игровые упражнения рассматриваются, как одно из наиболее эффективных средств развития и формирования личности юных волейболистов, а также развития их основных физических качеств и двигательных способностей, необходимых при овладении техникой игры в волейбол.
© 2016, Ремаренко Лилия Александровна 1856