СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мифы информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе преподавания информатики школьникам в вечерней Физико-математической школе обнаружено, что школьники упорно придерживаются ряда мифов.

Миф N1. Изучать надо только то, что в ближайшее время пригодится в жизни. Этот миф оправдывает желание изучать меньше материала, в особенности теоретического, то есть обслуживает лень. Математику и физику школьники готовы изучать в основном для того, чтобы поступить в вуз, информатику — чтобы зарабатывать много денег. Однако желание школьников изучать поменьше противоречит желанию хорошо зарабатывать: они будут знать лишь то, что изучили все, а это понизит их конкурентоспособность.

Миф N2 (следствие мифа N1). На информатике школьников должны учить самым современным средствам программирования. К моменту, когда они начнут работать, появится много новых средств. А если даже сегодняшние и останутся в ходу, они будут составлять небольшую долю того, что надо будет знать. Поэтому основной прок от обучения информатике в школе — передача слушателям общих и фундаментальных знаний даже не на уровне языков, а на уровне понимания факта существования и особенностей основных парадигм программирования. Конкретное программное средство должно преподноситься как пример того, что и почему вообще бывает.

Миф N3 (развитие мифа N2). В вузе слушателей должны научить самым современным средствам программирования. То есть достаточно поступить, а там "их научат", причем тому, что нужно для хорошей жизни. Но на самом деле не "их научат", а они смогут научиться, если захотят. Причем именно в области программирования это различие сильнее, чем в других предметах — потому, что эта область развивается быстро. Специалисты, которые освоили новый продукт — это активно работающие люди, и если они и преподают, то чаще в специализированных учебных центрах при фирмах.

Миф N4. Почти все программирование сегодня ведется на языке Си. Миф оправдывает желание слушателей изучать именно этот язык (в какой-то момент это стало престижным, а дальше работает инерция). Школьникам неизвестно, что наибольшая доля решаемых сегодня посредством компьютеров задач — это задачи автоматизации работы учреждений, предполагающие работу с базами данных. А для этих целей используются другие средства разработки.

Язык Си применяется для системного программирования и решения наукоемких задач. Этот язык (вместе с Си++) действительно занимает первое место среди языков, знание которых требуется при поступлении на работу. Однако большую часть все-таки занимают средства разработки, интегрированные с базами данных, и языки для баз данных (SQL, Oracle, Foxpro, Delphi, Power Builder, Access, Paradox, Clarion, Cobol, Informix). Часто требуется знание более дружественных языков — Visual Basic и Java, а также Фортрана. Большинство школьников, приходящих в ФМШ, не способны составлять и кодировать алгоритмы, даже если они знакомы с каким-либо языком программирования. А язык Си малопригоден для изучения основ составления алгоритмов и программ. Этот язык имеет сложный синтаксис и не всегда прозрачную семантику. При написании программ это отвлекает ученика от задачи составления и кодирования алгоритма и вносит дополнительные сложности, не связанные с собственно решаемой задачей.

Миф N5. При преподавании информатики должны использоваться самые мощные компьютеры и — отчасти это следствие мифа N2 — наиболее современные среды. Заметим, что чаще всего этого мифа придерживаются школьники, плохо справляющиеся с простыми задачами на составление алгоритмов, для решения которых требуются самые скромные вычислительные ресурсы. Возможно, что такая реакция школьников — психологическая защита от испытываемых трудностей — "мы плохо учимся, потому что вы нас не на том учите". Знание того, где надо щелкнуть мышкой — это квалификация "конечного пользователя", а не программиста. Тем более, что такие знания очень быстро устаревают. А человеку, который хочет в течение всей жизни заниматься творческой работой и быстро осваивать новое, нужно, в первую очередь, знание и понимание основных принципов, на которых базируются те программные средства, которые используются и будут использоваться в его работе.

Перечисленные выше мифы плохи и сами по себе (как любой миф), и как помеха обучению. Некоторые их черты проявляются и при изучении других предметов.

Категория: Информатика
01.07.2021 20:24


© 2021 373

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!