СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мини-исследования на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий.

Учебное исследование - образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.

Основные характеристики учебного исследования:

1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;

2) развитие навыка формирования или выделения версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;

3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);

4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;

5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

В основе организации урока можно выделить шесть основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и один дополнительный (Слайд № 2):

I. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)

II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)

III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)

IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)

V.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)

VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)

VII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия).

Отличительной чертой урока - исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока.

- Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока русского языка по теме «Предлог».

Методы: проблемное изложение; сравнительный анализ.

Форма: групповая, фронтальная.

Цель: исследование предлога как части речи.

Задачи:

  • Научить отличать предлог от других частей речи;
  • Содействовать развитию интеллектуально – творческого потенциала учеников;
  • Формировать навыки исследовательской деятельности;
  • Развивать мышление, речь, самоконтроль и взаимоконтроль;
  • Создать условия для воспитания стремления к сотрудничеству, взаимопомощи.
  1. Сообщение темы урока.

Слайд № 3

- Что значит исследовать? (рассмотреть для изучения что-либо; подвергнуть научному исследованию).

- В каких источниках мы можем найти определение данного слова, чтобы посмотреть, правы ли мы?

- Обратитесь к Толковому словарю С. И. Ожегова.

- Кого называют исследователем? (человека, который что-то изучает, исследует, доказывает, опровергает)

  • Найдите определение в словаре.

Исследуем тему «Предлог»

- Сегодня мы с вами будем выступать в роли исследователей, и исследовать тему «Предлог».

- Как вы думаете, а зачем мы займемся данным исследованием?

- Прочитайте запись.

Слайд № 4

По земле шагает снежный декабрь.

- Что записано? (предложение).

- Из чего состоит предложение? (из слов)

- Чем является каждое отдельное слово? (частью речи)

- Найдите изученные части речи. (Сущ., прил., гл. Предлог не знают!)

- Что мы знаем о данных частях речи? (обозначает, отвечает на вопросы, является предложения).

- А чем будет являться слово «по»? (вероятно, предлогом).

- Как вы думаете, будет ли предлог являться частью речи? (предположения)

  1. Знакомство с планом и задачами исследования.

- Чтобы разобраться в этом выдвинем гипотезу. Прочитайте ее, добавив недостающие слова.

Слайд № 5

Если предлог часть речи, то он

… что-то

…на какие-то вопросы

…членом предложения

- Попробуем подтвердить или опровергнуть данное предположение.

Слайд № 6

- Данные слова являются планом нашего исследования.

- Обратимся к тексту «Муравей и голубка» (Слайд № 7).

Маленький муравей спустился к ручью. Волна захлестнула беднягу. Голубка несла в клюве тонкую ветку. Птичка бросила ее утопающему. Муравей забрался на ветку. Он был спасен.

- О чем этот текст?

- Какова главная мысль?

- Я предлагаю провести исследование в группах по трем направлениям:

1 группа – 1-й пункт – узнать, обозначает ли предлог что-либо (для этого над каждым словом напишите, что оно обозначает).

2 группа – 2 –й пункт – выяснить, отвечает ли предлог на какие-то вопросы (задайте вопросы ко всем словам в предложении).

3 группа – 3-й пункт – найти ответ на вопрос, является ли предлог членом предложения (посмотрите, как связаны все слова в предложении).

- Работать будем с 1,3,5 предложениями. Распределите в группах предложения. Каждый из вас будет выполнять задание группы на своем предложении, делать свой вывод, затем обсудите свои наблюдения в группе и придите к общему выводу.

- Еще раз прочитайте задания. Что непонятно? Для помощи я вам предлагаю схемы-опоры (Слайд № 8).

III. Исследование 1.

Обратить внимание на то, как делятся группы! (группы могут быть сформированы по-разному)

Обратить внимание на то, что в группе работает каждый ученик, у каждого есть задание. Если работает смешанная группа и слабого ученика возникает вопрос при выполнении задания, он может обратиться за помощью к более сильному товарищу.

- Учащиеся в группах проводят исследование, делают выводы:

1. предлог не обозначает ни предмет, ни признак предмета, ни действие предмета, ни что-либо еще.

2. предлог не отвечает ни на один из известных нам вопросов.

3. предлог не является членом предложения.

IV. Проверка гипотезы.

- Давайте ознакомимся с результатами ваших исследований (сообщение выводов).

- Подтвердилась ли выдвинутая нами гипотеза? (нет).

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Предлог не часть речи.

V. Исследование 2.

- Исходя из этого утверждения, мы можем выдвинуть еще одну гипотезу.

Если предлог не часть речи, то тогда он является …. частью слова и пишется со словами слитно (Слайд № 9).

- Значит, в записанных предложениях допущены ошибки.

- Обратимся к первому предложению, по которому работали и докажем правильность или ошибочность написания.

Слайд № 10

По земле шагает снежный декабрь.

- Можно ли между предлогом «по» и словом «земле» поставить вопрос или другое слово? Докажите.

- Можно ли между частями слова поставить вопрос или другое слово? (нет)

- Сделайте вывод.

Вывод: предлог это отдельное слово, а значит и часть речи, но особая.

- А зачем нужна эта часть речи? Для чего она служит?

- Чтобы ответить на эти вопросы, вернемся к тексту «Муравей и голубка».

Слайд № 11

Маленький муравей спустился ручью. Волна захлестнула беднягу. Голубка несла клюве тонкую ветку. Птичка бросила ее утопающему. Муравей забрался ветку. Он был спасен.

- Правильно и красиво звучит текст?

- Чего в нем не хватает?

- Для чего нужны предлоги?

Вывод: Предлоги служат для связи слов в предложении.

VI. Подведение итогов исследований

- Давайте подведем итог исследования и обобщим наши знания.

- Подготовьтесь представить результат исследования (в группах делают общий вывод и предоставляют результат).

Результат может быть представлен в виде схемы, таблицы, устного отчета, модели, рисунка и т.д.

Предлог – это часть речи. Она служит для связи слов в предложении. Предлог не обозначает ни предмет, ни признак предмета, ни действие предмета, предлог не отвечает на вопросы, предлог не является членом предложения (Слайд № 12).

- Совпали наши выводы? Молодцы.

- А теперь оцените каждый свою работу в группе при помощи смайликов, по ним оцените работу всей группы и покажите свою оценку нам всем.

VII. Применение полученных знаний на практике.

ИТОГ

Данный методический прием я часто использую на уроках освоения новых знаний. Исследования могут проводиться и индивидуально, и в парах, и в группах. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Очень важно, чтобы учитель при этом не самоустранялся, а направлял детей в нужное русло (Слайд № 13).

Технология, применяемая мною в течение нескольких лет, позволяет решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

Проводимая мною работа показывает, что уроки – исследования способствуют развитию личности, а значит, направлена на реализацию цели начального общего образования и отвечает современным требованиям.

18.03.2015 12:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП