СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модуль №2. Психика и её развитие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлекторный характер психики заключается в том, что в основе работы мозга лежит рефлекс - закономерно возникающий ответ организма на раздражение, идущее из внешней среды или внутренних органов. По утверждению И. М. Сеченова, все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы.

В рефлекторном механизме принято различать три части:

  1. Чувствующую. Раздражитель вызывает процесс возбуждения в концевых разветвлениях чувствующего нерва.
  2. Центральную. Возбуждение по чувствующему нерву передаётся в центр (мозг), где переключается на двигательный нерв и по нему идёт к рабочему органу.
  3. Двигательную. Возникает ответная реакция на раздражение.

Согласно последним исследованиям физиологов, структура сложного рефлекса имеет и четвёртое звено — обратную связь. Как только нервный сигнал по двигательному нерву доходит до рабочего органа, тот в свою очередь посылает обратный сигнал в центр — мозг. Поступивший обратный сигнал информирует мозг о характере тех изменений, которые в данный момент произошли в организме, то есть сообщает, в какой мере — правильно или неправильно — рабочий орган выполнил полученную из центра команду

Наибольшее развитие и признание получила теория развития психики, предложенная А.Н. Леонтьевым. Он экспериментально доказал, что психическое отражение возникло в результате длительной эволюции природы изменяющихся условий существования. На определенном этапе развития появилась живая материя (растения и простейшие организмы). Чтобы выжить, эти организмы приспособились и стали отражать те свойства окружающего мира, которые были для них биологически значимыми (тепло, холод, прикосновения, свет, химические вещества и т.п.).

Эта способность названа раздражимостью. Раздражимость возникает только при непосредственном воздействии раздражителя на организм. Дальнейшее усложнение условий существования (выход на сушу и пр.) привело к появлению способности отражать и биологически не значимые раздражители, но имеющие сигнальное значение (цвет, звуки, запахи и т.д.). Такая способность названа чувствительностью. Чувствительность возникает уже без непосредственного воздействия раздражителя на организм, что позволяет более активно регулировать свое поведение (уход от объекта, приближение, поиск значимого объекта). Эта способность появилась только у тех организмов, у которых развилась нервная система. Чувствительность - это элементарная форма психики. Поэтому А.Н. Леонтьев назвал ее критерием психического. Организмы, которые обладают чувствительностью, находятся на 1-й стадии психического развития - стадии сенсорной психики, которая имеет два уровня: низший и высший. В процессе дальнейшей эволюции природы выделились организмы, способные отражать мир предметно (выделять форму, размеры, движения, и т.п.).

Категория: Прочее
21.12.2024 15:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!