СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульное обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульное обучение

Глубокое реформирование системы образования, вызванное к жизни социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение объема изучаемых дисциплин создали необходимость использования новых образовательных технологий.

В современных условиях возрастает роль образования, т.к. образование – мощный фактор, который способствует изменению и развитию не только отдельного человека, но и общества в целом. Поэтому поиск новых образовательных технологий становится актуальной проблемой.

Использование современных технологий направлено на повышение качества образования, на оптимизацию процесса обучения, на повышение уровня культуры подрастающего поколения в работе с техническими информационными средствами. Одной из современных образовательных технологий является технология модульного обучения.

Модульное обучение – это такая педагогическая технология, при которой учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей.

. Цель технологии модульного обучения – «создать условия выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса»

Модуль в переводе - «мера», функциональный узел.

В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру. Внутри модуля как целевого функционального узла содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Поэтому его можно рассматривать как индивидуализированную по способу, уровню самостоятельности, темпу программу обучения. Модульная структура состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы.

Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.

В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.

Перестройка учебного процесса на принципах модульности предполагает:

· предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин;

· установление возможных образовательных траекторий в рамках профессионального модуля;

· разработку системы реализации профессиональных модулей, которая потребует качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной базы учебного заведения;

· повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению;

· ведение административно-управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса и др.

Каждый модуль должен отражать планируемые результаты обучения (деятельность обучающегося), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения. Границы модуля при его разработке определяются уровнем компетентности, т. е. совокупностью теоретических знаний и практических навыков, которые обучающийся должен продемонстрировать после изучения модуля.

Структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить рекомендации (в виде критериев) по изучению дисциплины и прохождению оценки компетентности. При этом учебное занятие носит практикоориентированную форму.

Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы ? характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью.

Межпредметный образовательный модуль как способ организации учебной деятельности в начальной школе

Обычно школьный день ученика проходит следующим образом: уроки, чередующиеся с переменами, и затем домашняя работа. Информация поступает по отдельным каналам, именуемым учебными предметами. Организованная деятельность, в которой нужно осмыслить, объединить и применить все то, что уже пройдено, отсутствует.

На мой взгляд, в школьную жизнь должны быть включены такие события, которые позволят детям собрать воедино свои познания и достижения в разных предметных линиях, ощутить новые возможности, применить опыт полученных знаний.

Одним из нововведений в нашей школе стал образовательный модуль, построенный как межпредметная интеграция русского языка, литературы, математики, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства.

«Путешествие на школьную планету»

на параллели первых классов

Межпредметный образовательный модуль - это организованная деятельность младших школьников по решению учебной задачи

Известно, что готовность ребенка к школе заключается не только в умственном развитии, но в еще большей степени в его способности к общению со сверстниками, с взрослыми людьми, с его умением подчинить свое поведение законам детских групп и нормам поведения. Чем лучше у ребенка сформирована коммуникативная готовность, тем меньше проблем возникнет у него и у его родителей. Не надо забывать, что способности не только от Бога. Очень многое можно развить, очень многому можно научить. Наши занятия рассчитаны на выявление коммуникативной готовности ребенка, с тем, чтобы при необходимости эту готовность развить. Несформированность навыков общения может затруднить адаптацию ребенка, но не станет препятствием, если учитель, знает об этой особенности ребенка. Цель данного образовательного модуля–

создание социально-психолого-педагогических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

В процессе работы с учениками решаются следующие задачи:

- создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;

- создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия развития у детей уверенности в себе;

- помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников, способствующей эффективному формированию УУД;

- создание благоприятных условий для знакомства друг с другом, предпосылок для групповой сплоченности класса.

Важнейшей частью курса является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а так же те, которые нуждаются в дополнительных занятиях. Содержание занятий данного периода направлено на решение поставленных задач. Для этого применяются разнообразные методы и приёмы обучения, формы организации обучения. На первых порах ребёнку особенно необходимо ощущение собственной успешности, поэтому создается ситуация успеха, эмоционального благополучия. Создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт детей, игровые ситуации, прямое и косвенное знакомство с правилами поведения в новой обстановке способствует формированию устойчивой учебной мотивации. Специальные упражнения, направленные на развитие познавательных процессов создают основу успешного обучения. Занятия проводятся в течение первых десяти дней по три урока. Ожидаемый результат:

  • развитие навыков общения;
  • определение типа высшей нервной деятельности детей, поступивших в школу (холерик, меланхолик, флегматик или сангвиник);
  • выявление детей не способных управлять своим поведением, не умеющих общаться и адаптироваться в новой обстановке.

Цель проведения модуля: координация учебных предметов начальной школы, а также социализация младших школьников.

Задачи модуля:

  • Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока – это необычно, значит интересно.
  • Рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях.
  • Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями.
  • Показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Образовательный модуль состоит из проектных задач. Способы подачи учебного материала при решении проектной задачи модуля осуществляется через:

  • интеграцию учебных предметов на одном уроке,
  • объединение предметов по темам, способам, понятиям в ходе решения ряда общих задач.

Проектная задача – это система заданий (действий, направленных на поиск лучшего пути достижения реального «продукта») Проектная задача имеет основные специфические признаки и отличается от учебной:

Учебная:

  • поиск общего способа для решения большого круга частных задач;
  • решается в учебной ситуации всем классом;
  • «продукт» - модель.

Проектная:

  • поиск из существующих способов действий того способа, с помощью которого можно решить проектную задачу;
  • решается в приближенной к реальной ситуации в малой группе;
  • «продукт» - реальный, конкретный.

Фазы модуля:

  • Запуск модуля (событие) – постановка проектной задачи, мотивация на ее решение.
  • Деятельность по решению проектной задачи.

В ходе решения системы проектных задач у школьников формируются следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)
  • Событие, которое проектируется как особое общее дело всего класса (защита проектов, презентация книги, праздник, соревнование, т.д).
  • Рефлексия.

Что даёт модуль? Внедрение образовательного модуля даёт возможности:

учителю – видеть отдельные учебные предметы, как части единого образовательного пространства;

ученику – переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого учебного предмета;

ученическому коллективу – осуществлять практико-ориентированную деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности выпускника начальной школы

Во 2-4 классах также запланировано «модульное погружение» на 1-2 недели несколько раз в течение года по нескольким предметам (математика и окружающий мир; русский язык, литературное чтение, математика и окружающий мир; русский язык, математика и окружающий мир).

25.04.2015 16:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!