СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уже не для кого не является открытием, что современная школа готовит детей к жизни в мире, который постоянно меняется. И поэтому мы, педагоги, должны снабдить ребенка не только багажом базовых знаний, но и развить у них компетенции, которые позволят им адаптироваться к миру и достигать при этом свои личные цели.
Мы с тревогой наблюдаем, как современные дети стремительно теряют способности к высшим эмоциям: чувству стыда, сострадания, совести, сочувствия, деликатности, что является свидетельством недоразвития эмоционального интеллекта. Но я считаю, что музыка способна оказывать влияние на развитие эмоций. Ведь музыки вокруг звучит много!
Но возникает ряд значимых противоречий. Наши сегодняшние дети с одной стороны мгновенно осваивают цифровое пространство – с другой показывают свое невежество в области культуры. С одной стороны, учитель и программа ориентированы на академическую музыку, с другой – интерес детей к альтернативной музыке. Осваивая учебный предмет, ребенок отгораживается от ценностей, которые предлагает программа. Но при этом находит свои смыслы, о которых на уроке почти не говорится. Концепция музыкального воспитания в школе призывает развивать образное мышление, научиться разбираться в закономерностях искусства, связывать их с реальной жизнью. Но с другой стороны – у нас на все 40 минут в неделю и массовый противовес в виде медиакультуры. И здесь вспоминаются слова Валентина Гафта, который писал:
Попса дробит шрапнелью наши души,
Ее за это не привлечь к суду.
Часть поколенья выросла на чуши,
И новое рождается в бреду…
Что делать нам, учителям музыки, в этой ситуации, чтобы вместе с ребенком найти смыслы в высоком искусстве и сделать наш урок пусковым механизмом к развитию личности?
Каждый день я думаю о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством, как вывести преподавание предмета на новый уровень. Тема представляемого мной опыта: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках музыки». Главными целями введения метода проектов в личную практику преподавания своего предмета я считаю возможность показать умения детей использовать приобретенный в жизни исследовательский опыт и подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости. В своей работе основной задачей считаю формирование положительной мотивации в процессе изучения предмета «Музыка» в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень.
В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика. Само слово «проект» переводится с латинского как «брошенный вперед». А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь». Метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства, так как именно на этих уроках происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребенка создавать свое новое, оригинальное, лучшее. Поэтому ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Проект на уроке музыки – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектная методика в программе Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
© 2022, Закревская Ольга Юрьевна 198